Среда, 18.10.2017, 17:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
1.1 [16]
Категории каналов

  Памяти бойцов 1 казачьего отряда Вышеградской бригады ВРС в Восточной Боснии  

Главная » Статьи » Современное казачество » 1.1

РЫЦАРИ ВРЕМЕН – КАЗАКИ.ЧАСТЬ -III-

       Это лишь небольшая часть свидетельств жизнеустройства запорожского товарищества. Но та слава, которую за собой утвердили запорожские казаки привлекала в Запорожскую Сечь многих искателей доблести и чести разных национальностей, в т.ч. и иностранных рыцарей. Эта казачья слава будет греметь на весь мир и от запорожских казаков перейдет к великорусским казакам Черноморья, Дона и Волги. В начале ХХ-го века германский император  Вильгельм II, являясь ярким поклонником идей рыцарства,  назовет казачество единственным сохранившемся рыцарством в мире. Французский император Наполеон I скажет, что будь у меня только 10 тысяч казаков, я завоюю весь мир.

      Как не кажется удивительным, но в среде казачества было много представителей разных национальностей, включая и смешанные браки, особенно на Кавказе, Черноморье и в Сибири.  Это лишний раз показывает то, что охраняя своею сакральную составляющую, настоящее и постоянно живое казачество никогда не замыкалось только в одной великоросской или малоросской нации, но было многонациональным на протяжении всех последующих веков. В большей же своей части казачество состояло из национальностей, имеющих один корень происхождения – скифо-сарматский. К таким национальностям стоит отнести: великороссов, малороссов и белороссов; алан (осетин); черкесов[30], адыгов (язигов) и близких им абхазов (абазов); черкесов (кабардинцев), авар[31]

      Интересным для нашего исследования может служить исторический факт, а именно начало периода вхождения Аварского ханства в состав Российской Империи (1803г.). Однако, первоначально, царская администрация допустила целый ряд серьёзных ошибок и просчётов. Тяжёлые поборы и подати, экспроприация земель, вырубка лесных угодий, строительство крепостей, повсеместные притеснения вызвали недовольство народа, прежде всего его наиболее свободолюбивой и воинственной части — «узденьства» (то есть «свободных общинников»), никогда прежде не живших под подобного рода правлением. Все сторонники России ими были объявлены «безбожниками» и «предателями», а царская администрация «проводниками рабского строя - унизительного и оскорбительного для истинных мусульман».

    В Дагестане под узденями разумеется обширное сословие свободных людей,  живших или самостоятельными общинами, или находившихся в подчинении различных владетелей на правах подданства. В очерке "Дагестанские предания и суеверия", мы читаем: "Уздень" происходит от "уз"- сам и предлога "день"- из. Таким образом, "уздень" означает "тот, кто живёт сам по себе. Единственное отличие от кумыкской версии, это "уз" вместо "оз", т.к. на кумыкском "озден" то же "сам по себе", "независимый".

     У алан (осетин) под словом "уздень" (в переводе с осетинского: "благородный", "знатный", "сильный") исстари разумели представителей высшего сословия, наделяемых за службу поместьями и крестьянами. Иногда узденей  даже приравнивали к князьям и алдарам. Характерно что и Осетия - Алания имеет свое название от собственного имени алан (роксолан), потомков сарматов и от определения «Земля воинов» (Страна воинов), подчеркивая через слово «Ос» (оз) принадлежность к воинскому народу-сословию.

     Принципы управления и военной демократии у северокавказской группы народов – потомков сарматов, пройдя через эволюцию, сохранились в своей корневой основе и по сей день. Вот что по этому поводу в 1821 году писал генерал-майор Осип Львович Дебу: «Общий Кабардинский совет, или круг, имеет в себе нечто важное и примечания достойное; но желательно, чтобы цель сих собраний более устремлена была к общей их пользе.

    Всякое предложение, какого бы то роду ни было, происходит от владельцев, по мнению одного, двух или многих старших летами из оных, вследствие чего повещают Узденям и старшинам собраться. Прибыв в назначенное место, разделяются по степеням, а именно: владельцы, уздени и народные старшины, каждый род особенно.

    Владельцы, условясь между собою, предлагают о каком-либо деле Узденям; сии, разбирая пользу или вред предлагаемого (и всегда почти соглашаясь с волею владельцев, у коих состоят в непосредственной зависимости), представляют общее уже заключение обоих сословий на мнение народу, который называют подданными. Глас простого народа решает уже законодательное положение; ему предоставляется принять или отвергнуть предложение владельцев, хотя бы на оное согласны были Уздени. Положение народное имеет силу закона».

      Точно такой же принцип общежительства и подход в управлении был, как мы видим, у новгородцев, северных казаков – ушкуйников, запорожских и великоросских казаков. И если сегодня ставить глобально вопрос об истоках демократической формы управления у народов мира, то российские народы будут стоять на первейшем месте.

      Нравы и обычаи у казаков и у черкесов очень близки. У того же О. Дебу написано следующее: «Доколе нравы Кабардинского народа не испортились, они подобны были во многом древним Лакедемонским. Рыцарство составляет еще предмет славы каждого, и роскошь не вкралась поныне в сердца сего народа. Золото и сребро ставят они почти ни во что; напротив того, всякие доспехи и оружие считают всего драгоценнее. — Пища их одинакова повсюду, и если у них нет, как у Спартанцев, публичных столов, то в  сходство с ними каждое семейство, от прадеда до позднего поколения, живет нераздельно и употребляет пищу из одного котла: отчего народ сей не говорит, сколько семей или дворов, но сколько котлов.

     При рождении, младенца не погружают в воду, но оставляют на воздухе одни сутки без всякого призрения; по прошествии года подают ему оружие и что-нибудь скудельное: если он примет первое, то отцы и все семейства празднуют. При воспитании приучают их быть смелыми, бодрыми, живыми и проворными. По прошествии же семи лет учат его владеть конем, стрелять из лука и ружья. Для сего, как выше сказано, отцы отдают детей своих на воспитание другим, дабы не допустить юность вкусить негу, могущую произойти от природной родительской к детям горячности».

      Если исследовать основные народы, населяющие современное Российское государство, то в большинстве случаев мы будем видеть единый корень происхождения не только традиций и обычаев, форму управления и методы хозяйствования, но интеграционные процессы, укрепившие взаимосвязь разделившихся народов в единое сообщающееся целое. И казачество сыграло в этом наиглавнейшую роль, выступив «историческим цементом». В этом нас может убеждать то, что в рядах российского современного казачества мы видим огромное представительство многих славных народов нашего Отечества: великороссов, малороссов, белорусов,  осетин, калмыков, башкир, якут, татар-кряшен, армян, абхазов, гайдуков-черногорцев, угров, черкесов, адыгов, кабардинцев и прочие народы.

      И такого многонационального и многоконфесионального и в тоже время единого организма, скрепленного общими принципами и идеалами, кроме казачества никто не достигал. И это происходило не в последние 200 лет (из которых 70 лет казачество было подвержено жестоким репрессиям), а на протяжении гораздо более продолжительного времени.

      Вот один из примеров, которым может служить следующий факт. В 1723 году полковник Захаров провел перепись яицких (уральских) казаков. Всего их оказалось (без жен и детей) 3595 человек, подавляющее большинство в войске было выходцами из Северной Руси, Москвы, Владимира и Рязани, а также 54 из донцов, 51 из поляков, 17 запорожцев, 7 мордвинов, 4 шведа, 2 немца, 2 турка, 1 итальянец, 1 черемис (мариец) и 1 чухонец (эстонец).

      Это лишь малая часть свидетельств, которые удалось выявить автору при исследовании. Но, безусловно, хочется отметить то, что казачество обладало и обладает мощной идеей и неизменными демократическими принципами устройства отношений в своей среде. Это привлекало и будет привлекать к казачеству все больше и больше людей разных национальностей и вероисповеданий, ищущих для себя справедливого устройства общества, чести, достоинства и благосостояния.

      Сам феномен казачества заключен в том, что это многонациональное и, частью, многоконфессиональное братство, сочетающее в своей основе кодекс православного рыцарства, демократическое управление и справедливое общежительство, божественно направленно на обеспечение духовной и военной безопасности и гармоничного развития человека и общества.

    Объективно казачество – исторически сложившаяся общность людей, обладающая мощной способностью к самоорганизации, существовавшая в различные времена то в виде отдельного народа преимущественно христианского вероисповедания, обитавшего на рубеже леса и степи, ведущего кочевой и полукочевой образ жизни и существовавшего, в основном, за счет военной добычи; то в виде некоего подобия духовно-рыцарских орденов и свободных республик средневековья, являясь мощным фактором на политической арене, которое порой вопреки всякой, на первый взгляд, логике, смело меняло государственные границы и расшатывало государственные устои сопредельных государств, с военной мощью и силой которого были вынуждены считаться соседние правители; то в виде специфического воинского сословия (населения) на приграничных землях (как правило – с воинственными, агрессивно настроенными по отношению к России азиатскими народами), служившее одновременно фактором военной защиты и гражданской колонизации осваиваемых земель; то в виде особой части населения Российской Империи, имеющего особую воинскую выучку, способность к мгновенной мобилизации, ведущее экономически крепкое, стабильное, независимое, рентабельное хозяйство с использованием  различных форм собственности.

    Отличительными чертами казака были: высоко развитое чувство личного достоинства, личной свободы, глубокой ответственности за судьбу Отечества, своего войска, станицы, семьи; хозяйственность, воинские навыки, дисциплина, любовь к родной земле, почитание обычаев и заветов предков. Понимание «свободы» носило глубоко христианский смысл[32] – свобода не есть своеволие, а осознанное добровольное служение России – Престолу Пресвятой Богородицы, воинская защита ее от врага внешнего и внутреннего.

   Вместе с тем, основной массе казачества всегда было присуще чувство некоего «местного сепаратизма», определенного превосходства (а порой – и пренебрежения), осознания собственной «отличности» от остального населения Российской Империи («панов» (дворян) и «мужиков» — крестьян, рабочих, купцов и прочих «иногородних»).

     Революция и гражданская война 1917 – 1922 гг., разрушили исторически сложившуюся систему казачьих войск Российской Империи, а казачье население в основной своей массе подверглось репрессиям за отказ от признания «достижений» Советской власти. Более удручающим для казачества стало его внутреннее противостояние: «казачья гражданская война», требующая от ныне живущих казачьих родов подведения итогов длящейся Гражданской войны и перехода к устройству государства с военно-демократическими традициями ариев-казаков.

 

 


[1] Богомолов С.Н. О значении слова: варяг, казак, росс и рейтар, или как должно понимать эти слова в истории. Тифлис. Изд-во Типография Канцелярии Наместника Кавказского. 1848 г.

[2] Смысл жизни казака (кшатрия) - служение, основанное на естественных  нравственных принципах  и кодексе чести касты (варны, сословия). Это понимание своей сути живет в его крови от рождения и изначально формирует в нем его мировоззренческую платформу. Слово для казака – Закон, как и Слово самого казака, ибо исходящее Слово формируется на Законе и праве Крови. Сам образ жизни казака накладывает на него обязанность защиты и исполнения Закона, выражаемого в Слове. Это тождество Слова, Закона, Чести и Крови неизменный атрибут психотипа души казака, понимаемое  и определяемое им одним словом – Правда, «жизнь по Правде». Жизнь казака связана с утверждением  Правды на земле, так как он и является её носителем. Страстное желание казака видеть мир, устроенный по тем принципам, по которым живет его каста - естественен. И его стремление расширить свои возможности при помощи допустимых для него средств (утверждением Закона, увеличением жизненного пространства и т.д.), являются для психотипа казака природной мотивацией.

          

[3] До государственного переворота 1917 года и тотального расказачивания 1919 года (а еще ранее с началом административной реформы военного ведомства 1909-1912 г.г., нанесшей огромный вред казачеству) административно-хозяйственной основой казачьих войск – были крупные земельные фонды, что по сути делало казачьи войска автономными государствами в составе Российской Империи.

[4] Осетины (асы, ясы или аланы) – являются природными казаками и входят в состав Терского казачьего войска. Культура алан, как и язык наиболее близкие к скифо-сарматской культуре и языку. Ос (ас) по-алански переводится как воин, Осетия – Земля воинов.

[5] В VIII – IV в.в. до н.э. сарматы, или, как они тогда назывались, савроматы, жили между Доном и Уралом. Культура сарматов связана с андроновской культурой Сибири. Говорили они на языке близком скифскому.

[6] действительный член Императорского военно-исторического общества, царский генерал. После государственного переворота в октябре 1917 года наличие данной книги предполагало расстрел для её владельца.

[7] Поход состоялся приблизительно 630 до Р.Х. Пророк Иеремия, живший в то время в Иерусалиме, предсказывал скифское нашествие в таком своем пророчестве: «Собирайтесь и пойдем в укрепленные города... бегите не останавливаясь, ибо я приведу от севера бедствие и великую гибель... Вот я наведу на вас, дом Израилев, народ издалека, говорит Господь, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его – как открытый гроб; все они – люди храбрые...

[8] Чупрына – символ знатности рода. Византийский историк  Лев Диакон   оставил описание внешности   князя Святослава Игоревича при его встречи с императором Цимисхием:   «умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми, бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой».     

 

[9] "древних родоначальников нынешнего российского народа, в котором скифы не последнюю часть составляют” (М. Ломоносов).

[10] До сих пор многие представители народов Кавказа удивлены, почему  казаки воюют за русских, т.к. не считают казаков русскими, а скорее своими единокровцами.

[11] Хартленд (от англ. Heartland — «срединная земля», «сердцевинная земля») — массивная северо-восточная часть Евразии, окаймляемая с юга и востока горными системами. «Осью истории» (впоследствии Хартлендом) Х.Маккиндер обозначил массивную северо-восточную часть Евразии, общей площадью более 15 млн км², первоначально почти повторявшую контуры водосборного бассейна Северного Ледовитого океана (кроме бассейнов Белого и юго-западной части Баренцева морей) и бессточного бассейна центральной Евразии (в том числе бассейнов Каспийского и Аральского морей), а также приблизительно совпадающую с территорией Российской империи и Советского Союза. Х.Маккиндер придавал большую геополитическую значимость Хартленду из-за его огромных запасов природных ресурсов, но преимущественно из-за его недоступности для основы могущества Великобритании и любой прочей морской державы — военно-морского и торгового флотов. Соответственно он называл Хартленд «великой природной крепостью» людей суши. В этой «осевой зоне» располагается «осевое государство».

[12] Новочеркасск – был основан 18 (30 мая) 1805 года как столица донского казачества, основателем города был атаман Всевеликого Войска Донского генерал от кавалерии граф Матвей Иванович Платов. До этого столица располагалась в Черкасске (ныне станица Старочеркасская). Разрешение на перенос столицы было дано Высочайшим Указом Александра I от 23 августа 1804 года.

[13] Русский исследователь, путешественник и предприниматель. Происходит из казаков, крестьян Устюжского уезда Вологодской губернии.

[14] Семён Ива́нович Дежнёв (ок. 1605, Великий Устюг— нач. 1673, Москва) — выдающийся русский мореход, землепроходец, путешественник, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, а также торговец пушниной, первый из известных европейских мореплавателей, в 1648 году, на 80 лет раньше, чем Витус Беринг, прошёл Берингов пролив, отделяющий Аляску от Чукотки.

[15] Карамзин. История Госуд. Российск. Т. V, гл. I.

[16] Там же, гл. II.

[17] Московский митрополит Геронтий в своем послании к жителям Хлынова в 1471г. обращается "к атаман и всему людству".

[18] http://kazak-forum.jino-net.ru/history_rus_3.htm

[19] Игнат Некрасов – сподвижник атамана К.Булавина

[20] Плеханов А.А., Плеханов А.М. Казачество на рубежах Отечества.-М.: Кучково поле, 2007. С.5.

[21] Букановский Е.А., журнал «Российское казачество» № 4, М., 2012 г.

[22] А. Марков – общественный деятель, издание «Казачьего Союза», Париж, 1928 г.

[23] Курды (курты) – ираноарийцы, в языке которых присутствуют слова схожие с говором российских казаков.

[24]  Р. Багдасаров «За порогом», в сб. «Волшебная гора», М., 1996, с. 286.

[25]  Мальтийский крест на знаменах Войска Запорожского лишний раз напоминает нам о ряде исторических событий, а именно о военном союзе мальтийских рыцарей и сечевиков.

[26] Вступивший в запорожское братство «свежеиспеченный» козак причислялся к одному из «куреней», на которые делилась Сечь. Куренем (от монголо-татарского слова «курен», т.е. «двор») именовалось козачье «общежитие», имевшее свое помещение, в котором проживало около 150 козаков (нечто вроде общежития-«обержа» рыцарей Мальтийского Ордена). Новоприбывшему козаку куренной отаман   отводил в курене  место в 3 аршина длины и 2 ширины для установки нар, разъясняя: »Ось тоби i домовина (т.е. гроб), а як умреш, то зробим ще коротшу».

[27] Соответствовавших «атаманам» у «великорусских» казаков, «ватманам» у варягов, ушкуйников и поморов.

[28] Именуя себя «товариством» («товариществом»), запорожские козаки как бы подчеркивали свою принадлежность к воинскому, т.е. рыцарскому сословию (в эпоху Средневековья латинское слово miles, означавшее изначально просто «воин», в связи с возросшим значением рыцарской конницы на поле боя, стало означать исключительно рыцаря). В войске Речи Посполитой той поры «товариством» (towarzystwo) итались исключительно рыцари-кавалеры шляхетского рода, служившие в гусарских и панцирных хоругвях., в то время, как воины-простолюдины именовались «жолнеры», «жолдацтво» - собственно, «солдаты», т.е. наемники, служащие за жалование-Sold (нем.), „шеренговые" и пр. 

[29] Такая традиция сохраняется сейчас у российских реестровых казаков, в соответствии с законодательством Российской Федерации

[30] Еще в 6-м столетии введена была Християнская вера, из владения Греческих Императоров, в земле Черкесов, что доказывается остатками церквей и надписей; знатные сего народа исповедывают ныне Магометанскую веру, а простой народ верует только в единого Бога, Творца неба и земли, и не подвержен грубым суевериям первых.

[31] Подавляющее большинство верующих аварцев — мусульмане-сунниты шафиитского толка. Однако, как известно из многочисленных источников, аварское государство Сарир (VI—XIII вв.) было преимущественно христианским (православным). В горах Аварии до сих пор сохранились развалины христианских храмов и часовен. Наиболее известной христианской достопримечательностью является храм у села Датуна (Шамильский район), возведённый в X в. Вблизи сёл Урада, Тидиб, Хунзах, Галла, Тинди, Кванада, Ругуджа и др. археологами обнаружены типично христианские могильники VIII—X вв. Начав в середине VII в. первые шаги на территории Дагестана, в районе Дербента, исламская религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникла в XV в. в самые отдалённые районы Дагестана. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Аварцы

[32] К. Либельт «Славянская религия есть религия Христа; но в то же время это религия прогресса, отличная от окаменелого католицизма. Все принадлежащее к одному народу равны и братья в силу единства божественной мысли, представителем которой служит народ; но это не исключает общественной иерархии, основанной на различии заслуг по реализации этой идеи».

 

Категория: 1.1 | Добавил: admin (03.09.2013)
Просмотров: 905 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Block content

Вопрос священнику



Священник Московской патриархии РПЦ Дмитрий Ненароков


 

 



Copyright MyCorp © 2017 МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО