Вторник, 26.03.2019, 15:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Категории каналов

  Памяти бойцов 1 казачьего отряда Вышеградской бригады Армии Республики Сербской в Восточной Боснии  

Главная » 2013 » Ноябрь » 26 » Переселение на Волгу донских казаков. XVIII век. Материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск 3
17:40
Переселение на Волгу донских казаков. XVIII век. Материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск 3
Продолжается публикация архивных документов о казачестве. После выхода 1 книги «Присяги донских казаков 1718 год» и 2 книги «О происхождении донских казаков» интерес читателей только увеличивается, т.к. возможность в первую очередь прикоснуться к ПЕРВОИСТОЧНИКАМ дает уникальный итог в формировании мировоззрения на прошлое своих предков. А уж после знакомства с ними можно читать и разные исторические работы по этому вопросу.



К 25 декабря 2013 г. выходит из печали 3 книга с документами о казаках. Содержащиеся в данной книге документы - «Дела о привлечении донских казаков к несению службы на Царицынской оборонительной линии1731-1737 гг.» освещают разные стороны этого процесса. Прошения казаков, старшин, указы, выбор территорий для заселения, списки записавшихся и другое.

Продолжается публикация материалов из дела «Следствия о поселении при Царицынской линии из донских казаков». Во 2 книге было опубликовано только 310 листов дела, остальные 350 – вошли в 3 книгу.

Среди представленных документов так же много информации о происхождении. Кроме того добавлены сведения о службе, о составах семей казаков в виде личных показаний и сообщений от станичных атаманов и старшин. На заявленные претензии по долгам, и обвинения к записавшимся на Царицынскую линию казакам даются их подробные объяснения, показания свидетелей и др.

До настоящего времени существует научная и общественная полемика об этническом и социальном составе Войска Донского. В документах XVII в. попадаются отдельные сведения о корнях некоторых донских казаков, но они не рисуют общую картину. В отношении поселения казаков на Волге в историографии рассматривались разные стороны этого процесса, выдвигались различные версии, но единого мнения об их происхождении не было и там. Одни историки полагали, что Волгское войско состояло исключительно из донских казаков. Другие считали, что войско состояло не только из донских казаков, но и из живших на Дону малороссиян и великороссов.

Как показывают публикуемые документы, остальные взгляды о происхождении поселенных на Царицынской линии казаков были менее основательные. По версии О.В. Агафонова – из волжских городовых казаков, К.М.Перфильевой – из поселившихся возле линии в период строительства вольных волжских казаков, А.Н. Минха – из отставных младших военных чинов, Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона – из крещеных горцев и выходцев из кавказского плена, Г.В. Губарева – из гребенских казаков. Позднейшие зачисления в казаки Волгского войска отдельных лиц не могли глубоко поменять его социально-этнический состав по происхождению. Представленные же материалы дают информацию по каждой переселяемой семье, включая сведения о месте рождения и из «каких чинов бывал прежде» их глава. А к сошедшим до «указных лет» - 1710 г., и успевшим казачью службу послужить «под Плотавою» и в других местах, не следует относиться как к «украинским крестьянам» и «слободцам-великороссам» «жившим на Дону». Это мнение сложилось у исследователей на основе «Экстракта записавшимся на поселение к Царицынской линии казакам и недорослям, природным и сходцам» от 14 июля 1733 г., который, оказывается, был составлен по результатам «следствий». И к этому времени вместе с атаманом Макаром Персицким- таким же сходцем из Воронежа, это были не зависимо от происхождения такие же донские казаки наравне с «козачьими сынами природными, а не откуда не сходцами». Но сейчас в существует основная только версия- что с Дона на Волгу было переселено 520 семей донцов и 537 семей малороссиян и великороссиян. Ошибка в кроется в том, что в «Экстракте» представлены результаты допросов казаков и показаний станичный атаманов и старшин, кто и когда пришел на Дон и до указанных ли лет 1710 г., а значит уже не беглые, а донские казаки. Среди которых оказалось действительно много сходцев в казаки из России и Малороссии, но считать их к 1733 г. просто «живущими на Дону» не следует. Тогда и про Макара Персицкого нужно писать, что он был не «ДОНСКИМ СТАРШИНОЙ и АТАМАНОМ», - а простым «великороссиянином», как и другие записавшиеся в КАЗАКИ на Волгу…. А ведь и Персицкий и другие присягали в 1718 г. КАК ДОНСКИЕ КАЗАКИ!

Уникален материал о многочисленных уголовных преступлениях в казачьей среде, особенно среди записавшихся на Царицынскую линию казаков, «что и лутчие из них, а именно Макар Персицкой на пред сего при бывшем войсковом атамане Петре Емельянове содержан был за воровство ево в Черкаском под караулом в покаянной избе, и ис под караулу, подкопав, выпустя и протичих содержащихся колодников, бежал. А в прошлом 1731-м году послан был в трех сотном числе на Саратов в команду господина полковника Беклемишева атаманом, и тамо не дошед до команды возвратился в Черкаской и записался на поселение к Царицынской линии».

Документы «Дел о привлечении донских казаков к несению службы на Царицынской оборонительной линии1731-1737 гг.» часто использовались исследователями в своих монографиях. Материалы же «Следствий о поселении при Царицынской линии из донских казаков» мало кому из историков были ранее известны, изучение которых внесет значительный вклад в историю и генеалогию казачества. Да и не просто находясь в архиве, а особенно приезжим, изучать такое огромное дело с массой данных, в том числе и по генеалогическим данным казаков. Теперь же каждый в «домашних условиях» имея книгу, может спокойно это делать.

Книга будет еще больше по содержанию, и количество страниц будет более 280. Много вставок из оригинала рукописи, особенно с подписями атаманов и стариков представленных станиц Войска Донского и кто-то среди них может найти даже подпись своего предка почти 300-летней давности. Как всегда твердая обложка украшенная под золото росписью подарочного вида на хорошей дорогой бумаге.

После1770 г. многих волгских казаков вместе со сказочными с Дона переселили на Терек в МОЗДОК, а значит это о предках многих современных потомков терских казаков.

Прикрепления:

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Block content

Вопрос священнику



Священник Московской патриархии РПЦ Дмитрий Ненароков


 

 



Copyright MyCorp © 2019 МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО