Воскресенье, 22.10.2017, 11:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Категории каналов

  Памяти бойцов 1 казачьего отряда Вышеградской бригады ВРС в Восточной Боснии  

Главная » 2014 » Январь » 24 » От ползучего расказачивания до геноцида
15:44
От ползучего расказачивания до геноцида
24 января 2014 года скорбная дата для всего казачества, 95 лет со дня принятия директивы ЦК РКП (б) (от 24 января 1919 года).
Эта дата считается днём памяти жертв геноцида против казачьего народа. Директива положила начало многолетнему широкомасштабному террору против казаков. Инициаторами террора были лидеры первой волны тогдашней власти Яков Свердлов, Лев Троцкий, Серго Орджоникидзе и другие, подписал директиву Свердлов.



1708 г. - По указу Петра I территория Войска Донского была присоединена к Азовской губернии, а донские казаки были внесены в реестр Российской империи.
- 1721 г. - Коллегия Иностранных дел в Петербурге передала сношения с Доном в ведение Коллегии Военной, запрещено собирать Войсковые Круги. 3-го января того же года Донская Церковь подчинена Воронежскому епископу. В том же году приказано донским правителям называться Войсковыми «наказными» атаманами. От этого времени свой пост они занимали не по выборам, а по назначению императора.
- 1723 г. - Казаков приказано именовать военно-служилым народом (sic!).
- 1775 г. - Издан указ об учреждении на Дону гражданского правительства. Донские старшины получили права русского дворянства, чем оформлено начало социального расслоения Казаков.
- 1801 г. - Первым пунктом статьи Свода Законов т. 26, № 19983 установлена однообразная форма для всех казаков служилого разряда. До этого времени они выходили в полки, одетые в привычные бешметы и чекмени, сшитые в талию, с застежками на крючках и с правой полой поверх левой. Теперь же служивые, приобретая, как и раньше обмундирование на свой счет, должны были следить за точным выполнением уставного кроя. В некоторых деталях новая форма воспроизводила старые казачьи образцы: мундиры шились по фасону казачьего бешмета с застежками на крючках и с правой полой поверх левой; шаровары, введены двух родов: широкие в сапоги и поуже на выпуск, в обоих случаях серо-синего цвета и с красным лампасом; вместо папахи-трухменки — меховые кивера. Ввиду того что Казаки полжизни находились в служилом разряде и должны были иметь собственное обмундирование, новая форма со временем стала привычной и в частной жизни станичников, вытесняя костюм национальный.
- 1835 г. - Упразднено старое географическое название «Земля Донских Казаков», а вместо него введено административное наименование «Земля Войска Донского» управляемая на основании особого Положения. Указано считать Казаков военным сословием. (Прошло всего 112 лет и казаки превратились из "военно-служилого народа" в "военное сословие".)
-1848 г. - Свободно избранным станичным атаманам указано не приступать к выполнению обязанностей, раньше утверждения их в этой должности Окружным атаманом.
-1866 г. – Не состоящие в служилом раз ряде донские казаки получили право выписываться из станичных обществ и проживать в любом месте Российской империи. (Следовательно, до этого разрешения они и права такого не имели) Тем же указом станичным обществам разрешался принимать в свою среду приписных Казаков, выставив для этого уважительные основания.
-1870 г. — В начале мая, по указу императора Александра II, «для согласования наименования Земли Войск Донского и Войскового Правления Войска Донского с принятыми наименованиями в империи», повелено Землю Войска Донского переименовать в Область Войска Донского, а Правление из Войскового в областное. От этого же года в донских частях начал применяться русский дисциплинарный устав.
-1876 г. — На Дону введено Земство, но донские казаки протестовали против такого новшества и настаивали на возрождении, вместо земских представительных учреждений, традиционных Войсковых Кругов. Круги не были восстановлены, а Земство упразднено 4 марта 1882 г.
-1904 г. — На Дон пришли тревожные слухи о намерении Русского правительства провести новые реформы и уничтожить последние остатки древних казачьих прав. Говорили, что административное устройство на Донской земле будет приравнено к губернскому, а население ее должно будет отказаться от всех остатков демократических обыкновений и сравняться в правах и обязанностях с другими жителями империи. Однако вскоре началась Русско-японская война, в которой потребовалось много казачьей конницы. Понадобились донские казаки и после ее окончания для подавления вспышек революции 1905 года. Верные присяге Донцы поддержали династию Романовых, хотя основные кадры донской не военной интеллигенции революции сочувствовали. Казакам была объявлена высочайшая благодарность «за самоотверженную, неутомимую и верную службу царю и родине, как на театре войны, так и при поддержании порядка внутри империи».
- 1910 г. – административная реформа Военного ведомства 1909-1912 г. фактически разрушила военно-бытовой уклад казачества, и поставила под сомнение казачества даже как военного сословия Империи, - фактически началось «ползучее расказачивание».
- 1917 г. - Курс советской власти на "расказачивание”, начавшийся как ликвидация сословных перегородок и повинностей казаков (декрет ВЦИК и СНК "Об уничтожении сословий и гражданских чинов” от 11(24) ноября 1917 г., постановление СНК от 9(22) декабря 1917 г., отменившее обязательную военную повинность казаков), постепенно приобрёл иное, более зловещее содержание — истребление казачества и растворение его в крестьянской среде.
- 1919 г. – Появление Циркулярного письма Оргбюро ЦК РКП(б) об отношении к казакам, известная в простонародье «Директива о расказачивании», которая поставила фактически все казачество вне закона перед новой большевистской властью, вследствие чего в отношении казачества был развязан геноцид.
Текст Циркулярного письма Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 года четко характеризует осуществленную по отношению к казачеству политику Советского государства:
«Циркулярно, секретно.
Последние события на различных фронтах в казачьих районах — наши продвижения вглубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск — заставляют нас дать указания партийным работникам о характере их работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую безпощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:
1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести безпощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо принять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.
2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселения, где это возможно.
4. Уравнять пришлых «иногородних» к казакам в земельном и во всех других отношениях.
5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.
6. Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних.
7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.
8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания.
ЦК постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли».
Крайне важным стоит описать объективную картину того времени, сложившуюся вокруг казачества и внутри него самого, т.к. это явилось в т.ч. одной из причин гибели казачества и его долгого забвения.
После государственного переворота 1917 года и подписания Брестского мира в 1918 году, казачьи части начали свое возвращение домой, - это представляло более 50% мужского населения казачьих областей. Практически везде казаки, вернувшиеся с фронта, открыто и настойчиво заявили о своём нейтралитете. Их позицию разделяло большинство казаков на местах.
Какой же была позиция основной массы казачества? Казачество уже в начале ХХ века не было той единой общностью, легенды о которой активно поддерживались заинтересованными силами. Расслоение проникало в казачью среду всё глубже и глубже, интересы различных групп в отдельных вопросах доходили до антагонизма. Противоречия эти были вызваны не столько имущественными различиями, сколько отношением к войне. Естественно, существовали экстремисты справа и слева, но едва ли можно утверждать, что именно они определяли общую картину. Хотя, в принципе, все желали считать себя выразителями воззрений всего казачества.
Но для всего казачества в целом оставались два важнейших вопроса, вопросы о земле и о воле.
Вопрос о земле стоял для казачества столь же остро, как для крестьян. Хотя было и принципиальное различие: последние искали, где недостающую землю найти, казаки искали пути уже имеющуюся у них землю сохранить.
В вопросе о воле - для казаков в конечном итоге вылилось в стремление сохранения своей самобытности, широкого самоуправления, поддержку идей казачьей автономии. Эта идея, что называется, витала в воздухе и уже достаточно давно. После падения самодержавия среди казачьих лидеров родилась мысль превращения войск в нечто среднее между простой административно-территориальной единицей и национальной автономной территорией. Не ставя на том этапе вопрос о выходе из состава России, не поднимая темы создания "казачьей" государственности, они вели разговор о сувернитете, т.е. полновластии в пределах войска.
Именно решение, а вернее попытки позднего решения, этих двух основополагающих вопросов для казачества, поднимаемых атаманами казачьих войск в Дискуссии 1910 года и отказ бюрократической системы царской России в решении этих ключевых вопросов по организации военно-бытового уклада казачества, стали камнем преткновения и одной из причин трагедии казачества. Исторический момент для решения этих вопросов был упущен, а время когда решались эти вопросы требовало иных взглядов и иного подхода, т.к. политика, проводимая большевиками, явно не была направлена на решение казачьего вопроса.
Вот что пишет Д.А. Сафонов о большевистской политике двойных стандартов: «Политика была достаточно двойственной. Коммунистическая власть вроде бы признавала стремление казаков к автономии. В обращении Второго съезда Советов высказана мысль о необходимости создания повсеместно советов казачьих депутатов . Тогда же создан казачий отдел ВЦИК. Поначалу, будучи слабы и нуждаясь в помощи, коммунисты были склонны поддерживать идею автономии — так, в январе 1918 г. Ленин заявлял: "Против автономии Донской области ничего не имею”. III Всероссийский съезд Советов в январе провозгласил Россию Федеративной республикой. С IV съезда это стал съезд и "казачьих” депутатов.
Весной 1918 г. СНК издал "Декрет об организации управления казачьими областями”, где отмечалось, что все казачьи области и войска "рассматриваются как отдельные административные единицы местных советских объединений, т.е. как губернии”. Как результат, в марте — апреле 1918 г. существовали Донская, Терская, Кубано-Черноморская республики. Декрет 1 июня 1918 г. закрепил широкую автономию казачьих областей. В период октября 1917 по май 1918 г. (период ощутимой слабости) коммунисты стояли за автономию казачьих районов.
К осени 1918 начался пересмотр политики: 30 сентября президиум ВЦИК принял решение о ликвидации Донской республики. Стоило положению на фронтах измениться в лучшую сторону — и произошёл лёгкий отказ от собственных гарантий. На местах уничтожались казачьи органы самоуправления — вместо них создавались ревкомы, кое-где централизованно».
Там же у Д.А. Сафонова мы читаем начало непосредственного хода тотального истребления казачества: «Крайне враждебную и непримиримую позицию занимало Донбюро, неоднократно ставившее вопрос об уничтожении "путем целого ряда мероприятий... кулацкого казачества, как сословия”. Январская директива нашла поддержку в Уральском казачьем войске, на территории, контролируемой коммунистами — т.н. "левые” уральцы стояли за истребление казачества. Призывы уничтожить казачество звучали на Челябинской уездной партконференции в августе 1919 г., Оренбургской губпартконференции в ноябре.
Пожалуй, из всех местных партийных структур наиболее откровенно свои позиции сформулировало именно Донбюро. В решении, принятом не позднее 21 апреля 1919 г., говорилось о "полном, быстром и решительном уничтожении казачества как особой бытовой экономической группы, разрушении его хозяйственных устоев, физическом уничтожении казачьего чиновничества и офицерства, вообще всех верхов казачества, активно контрреволюционных, распылении и обезвреживании рядового казачества и о формальной ликвидации казачества”.
Окончательный удар по казачеству нанёс голод 1921 — 1922 гг. Его нельзя считать спровоцированным, но на определённом этапе он был использован для "очистки” от ненужного, как говорил Н.Бухарин, "человеческого материала капиталистической эпохи”.
Как следствие в ходе «раказачивания» 1919 г., Гражданской войны и голодомора 1921-1922 г.г. казачество понесло невосполнимые потери. Было уничтожено почти полностью офицерство, погибла значительная часть казачьей интеллигенции. Множество станиц было уничтожено и разорено. Значительное количество казаков оказалось в эмиграции или выселено и отправлено в ссылку. Политическое подозрение в отношении казаков осталось надолго. Причастность, хотя бы косвенная, к белому казачеству или повстанческому движению оставляла клеймо на всю оставшуюся жизнь. В ряде районов большое число казаков было лишено избирательных прав. Под запрет попало все, что напоминало о казачестве. Вплоть до начала 30-х гг. шли методичные поиски "виновных” перед советской властью; обвинение кого-либо в причастности к "казачьей контрреволюции” оставалось самым серьезным и влекло неизбежно репрессии.
В ходе геноцида казачества из 5 млн. казаков, населявших Российскую Империю, было уничтожено по некоторым оценкам 2,5 млн. Такая историческая плата досталась народу-воину за основание и созидание Великой Российской Империи.

Прикрепления:

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Block content

Вопрос священнику



Священник Московской патриархии РПЦ Дмитрий Ненароков


 

 



Copyright MyCorp © 2017 МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО