Четверг, 18.07.2019, 01:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Судьбы казачества [6]
1.2 [3]
Категории каналов

  Памяти бойцов 1 казачьего отряда Вышеградской бригады Армии Республики Сербской в Восточной Боснии  

Главная » Статьи » История казачества » 1.2

КШАТРИИ СВЯТОЙ РУСИ. Казачество, как уникальное явление в истории российского государства.
 

КШАТРИИ СВЯТОЙ РУСИ.

Казачество, как уникальное явление в истории российского государства. ч.1


Предисловие.

     Казак – это эффективный управленец, а казачество – эффективно управляемый  социум и одновременно, военная организация. Воспитывая в себе и в своих потомках дух неприятия зла, принципы равенства и справедливости, чувство достоинства и свободы, казачество являет миру на протяжении времен подлинный институт гражданского общества и военной демократии.

    Весь исторический путь казачества указывает на то, что казачество рождается в момент особого напряжения нашего Отечества для ассиметричного ответа на современные угрозы. Казачество, как инновационный путь организации и управления общества, направлено Самим Богом для достижения принципов справедливого устройства общества в мире… Поэтому, Россия, являясь Уделом Пресвятой Богородицы,  всегда рождает своих казаков, рыцарей времени,  во времена испытаний и для защиты своих национальных интересов.

   

Имя-слово «казак», как смысл и социальная идея.

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

(А.С. Пушкин)[1]

     Кто такие казаки и что такое казачество...? Ответ на этот вопрос, подобен вопросу – откуда пошла Русь? Однако, без приблизительного понимания термина «казак», «казачество», исследовать столь интереснейший социальный институт российского общества представляется достаточно сложно. 

     Как писал инок Андроник   (профессор А.Ф.Лосев, из донских казаков), "само греческое выражение  (EIS ONOMA или EN ONOMAK) доказывает, что имя является определенным местопребыванием божественных энергий и что погружение в него и пребывание в нем всякого тварного бытия приводит к просветлению и спасению последнего". Поэтому понятие имени – казак, его логоса - смысла и энергии, который он несёт в себе, дает возможность объективного понимания роли казачества в героической истории России и великого будущего России, замысла Бога о судьбе России и казачества.

     В своей статье «Где прародина казачества?» Т.Литвиненко высказывает свою версию происхождения слова «казак».  Она считает, что слово «казак» неразрывно связано со словом «конь», и формированием сословия конников (всадников), как социального класса. Проводя исследование, Литвиненко приводит как пример общеенисейское название лошади – qus, происходящее от индоевропейского слова ekos[2]: «Термин «КОС (КОЗ)», первоначально обозначавший коня, стал родоначальником (корневой основой) целого гнезда однокоренных слов. И самое первейшее слово в этом ряду – КОЗАК (косак)! Тот, кто ездит НА КОНЕ и кто является его ХОЗяином. Укрощение и одомашнивание быков, а затем и лошадей выдвинуло мужчину на первое место в племени. Он стал патриархом, главой и организатором хозяйства (козатвы). Соответственно, он был собственником козатвы, то бишь казаком». 

      Далее, в своей работе Т.Литвиненко утверждает, что санскрит демонстрирует языковую близость с русским языком: «Санскритский суффикс – тв соответствует русскому – ств в словах собирательного и обобщающего значения». Так же, по словам Литвиненко, суффикс – ак, присутствовавший еще в санскрите, характеризует имущественное положение конкретного лица или социального класса.

    Выводы Т.Литвиненко подтверждаются исследованиями армейского священника С. Богомолова, сделанного им в середине XIX-го века: «Казаки еще назывались нарицательным именем Гуннов (от Кунь – Конь – Kunig,) из которого у иностранцев образовалось собственное Hun, Chun, Chunni ....», далее у того же С. Богомолова: «…Газ, Хаз, Аз, Каз[3], нужно производить не от Гази, ибо Гази само производное, но или от Арабского Гайсп =Гасп (Конь), или что гораздо вернее от Куртинского Хасп[4] тоже конь,  что Хаз или Газ означало в древности  как и ныне Коня, а оттуда Конника, Конязя, Князя, я основываюсь вот на чем».

    Как и Богомолов, Сеньковский в своей статье "Казаки" вышедшей в 1884 году, производит слово "казак" от каз, гас – гусь[5], гусак.

    Интересное наблюдение мы можем увидеть у Н.Карамзина: «Слово Конязь родилось едва-ли не от Коня… всякий хозяин коня назывался князем, nobilis capitaneus et princeps[6]».

    Происхождение слов господство, государь, государство, как у Литвиненко, так и у Богомолова неразрывно связано со словом конь, конник, князь (конязь). Богомоловым делаются следующие выводы: «Наши слова Господь или Господин происходят от Армяно-Азиатского Хас-пед[7] или Гас-пед, и правильно должны писаться, как выговариваются, т.е. Гасподь, Гаспадин.     Из Гас и сударь (судья) состоит наше слово Государь».

     По Литвиненко «быстрая степная лошадь» у иранцев называлась хаспа, а обобщающее - хаспо-тв-о (табун хасп), из чего она делает вывод о происхождении понятия господство.

    Стоит также отметить сделанное Литвиненко наблюдение: «У славян, иранцев и германцев, которые в составе неразделенного этноса проживали на Урале и в Сибири примерно за 6-2 тыс. до н.э., бог Солнца существовал в образе главного для них домашнего животного – коня и носил имя ХОРС (хорош-ий, крас-ивый). Англичане, будучи консервативными, бережно сохранили в своем языке это древнее слово индоевропейцев. У них «конь» и поныне - HORSE (произносится по-древнему: HOS)».

     Литвиненко, также как Богомолов в своих исследованиях затрагивает один из важнейших вопросов, а именно происхождение и формирование воинского (позднее дворянского) сословия, имеющих одни и те же истоки. Вот что она пишет: «…на санскрите, самом близком к русскому древнем языке, «бык» звучит как «багу» (бхагу), откуда и взялось слово «бахутва» (богатство). На древнеиранском «бык», а также и «бог» - «бага».  А на башкирском (тюркском) – «бога» или «буга». Вот откуда произошло наше слово «Бог»! В глубокой древности быку поклонялись как богу, его статуи отливали из золота (золотой телец!). Культ быка был распространен повсеместно, проник он и на Ближний восток, в переднюю Азию и Египет. Но чтобы сделать быка домашним животным, надо было его укротить, «взять быка за рога»! Это было задачей воинов-торов или отыров. Вообще бог воинов у скандинавов, например, звался - Тор[8], у кельтов – Таранис, воин у народов коми и манси – отыр… Так вот: воины, укротившие быков, носили названия: у славян – бог-отыр (богатырь)[9], у иранцев и монголов – баг-адур (багадур), у тюрок – баа-тыр (батыр), у осетин – беттыр, у испанцев – мат-адор, пик-адор, торе-адор… В более ранний период истории воина-укротителя называли: КОС-АТЫР (по-индийски: кош-атыр, кша-тыр – кшатрий). Таким образом кшатрии составили в индоиранском обществе касту воинов. А у ираноариев такой кастой были казаки».

      Вышеприведенное исследование отечественных историков и этимологов показывает нам тысячелетнюю историю формирования воинского сословия, к которому можно отнести кшатриев Руси – казаков, как дошедших до нас потомков древней воинской касты индоариев, их участие в государственном строительстве многих наций. Это лишний раз указывает на тот факт, что Россия имеет те условия справедливого общежительства, которые необходимы для сохранения древних самобытных культур народов, не размывая их в пространстве и времени. И уж точно видно, что казачество – это не группа беглых крестьян или шайка разбойников, как часто нам преподносили горе-историки, но этнокультурная группа, создавшая из своей профессиональной деятельности культуру, традиции и принципы социального и военного управления.

 Р.Леньшин - Москва

В. Заплатин - Москва

П.Бытко - Ростов-на-Дону

Г.Кавыкин - Ростов-на-Дону

 



[1] как утверждал известный донской историк и краевед Н. С. Коршиков в 1829 г. А.С. Пушкин «принят в сословие донского казачества Таганрогского округа».

 

[2]   Этноним лат. equites, от лат. equus, «конь», т.е. Всадники (эквиты) — одно из привилегированных сословий в Древнем Риме. Также Всадники были одним из привилегированных сословий в Древней Греции.

[3] С.Богомолов. «Ныне Каз у Персов значит гусь, под эти же именем были известны Русские Персам, а потому при появлении Русских за Кавказом в начале текущего столетия (19-го века – автор) Персы говорили: Если не помогли эти Гусям (т.е. Русским Каз-ам) Грузины, то мы бы их передушили».

[4] С Богомолов: «Каспийское море получило свое название от Хаспов, т.е. от Конязей – живших по берегу моря от Гилана до Волги Alb-aniи и Гуннии (земле Конников) и известных у одних под собственным свои именем: Оросов, Аорсов, Арселов, Урусов, Rhosсов…»

[5] Многих смущает происхождение или связанное с гусем слово казак. Но гусь – это конь-птица: и пасется и существует в стаде. Да и на Енисее иногда коня по старинке называет гус, гусек.

[6] Н. Карамзин. История Государства Российского. Т 1. Стр.75

[7] Хас-пед (армянск.) – начальник над Хас-ататутюнами (Хас-патаками), дословно Конно-Начальник по крови от Владетельных особ. Хас-ататутюны – титул армянских Конников при Армянском царя Аршаке (прибл. 118 лет до Р.Х.), обозначавший свободородных и благородных, не происходивших от крови Владетельных особ.

[8] Торки – самоназвание племени Придонья и Приазовья, - предки казаков по Карамзину.

[9] Из былины о богатыре Илья Муромец и Калин царь нам знакомы синонимы казак и богатырь: «Ах ты, старый казак Илья Муромец…»

 

 

Категория: 1.2 | Добавил: admin (26.08.2012)
Просмотров: 2138 | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Block content

Вопрос священнику



Священник Московской патриархии РПЦ Дмитрий Ненароков


 

 



Copyright MyCorp © 2019 МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО