Пятница, 19.04.2024, 22:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
1.1 [5]
Категории каналов

Памяти бойцов 1 казачьего отряда Вышеградской бригады Армии Республики Сербской в Восточной Боснии  

Главная » Статьи » 1 » 1.1

Олег Валецкий. Сербия, Босния, Косово и Турция в свете возрождения ислама на Балканах. Часть 1
В современных СМИ Сербии понятие «зеленого коридора», то есть территории находящейся под контролем исламских фундаменталистов или салафитов стало уже аксиомой.



К сожалению, раньше так называемые «серьезные» политики и ученые десятками лет отмахивались от по-настоящему серьезных проблем, в том числе от предупреждений о возможности создания «зеленого коридора» на Балканах.

О возможности возникновения подобного коридора в Косово и Метохии писал и говорил еще в 80-х годах известный сербский исламолог профессор Сорбоны Миролюб Евтич однако на его книги политические и военные лидеры Югославии 90-х годов обращали мало внимания

По большому счету все это являлось следствием того что официальные общественные науки в бывшей СФРЮ были инструментом не исследования, но пропаганды и потому их представители в своем большом числе ничем собственному государству в вопросе Косово помочь не смогли.

После же окончания реформ в Сербии и получением Косово независимости, политические прогнозы можно было делать и без представителей этой науки.

Ныне в Сербии все чаще звучат голоса о том что Сербия возвращается к границам, существовавшим до 1878 года, и к положению государства с ограниченным суверенитетом, каковым она была до вступления России в войну против Турции 1877-78 годов.

Невозможно отрицать, что подобные тезисы имеют право на существование, тем более что сходство с прошлым дополняет и тлеющий в Косово конфликт между сербами и албанцами.

В последние годы это сходство становится еще большим в связи с нарастающим размахом вмешательством Турции в политические конфликты на Балканах.

Показательно, что в 2009 году министр иностранных дел Турции Ахмет Давотолу в ходе визита в Сараево заявил буквально следующее: «...Турция имеет право и интерес влиять на порядок отношений на Балканах, на Кавказе и на Среднем Востоке, дабы защитила свое историческое наследие и собственную безопасность... Мы желаем новый балканский регион, основанный на политических ценностях, экономической взаимозависимости, сотрудничества и культурной гармонии. Это и были Оттоманские Балканы. Мы обновим эти Балканы». (1)

Правда то каким образом управлялась оттоманская империя показывает так называемая «Челе кула» - башня в которой было вмуровано согласно французскому академику Альфонсу де Ламартину пятнадцать тысяч голов сербов, убитых после победы турок над сербами под Чегаром в 1809 году (2).

Тогда турки, под которыми в Османской империи понимались все мусульмане, устроили резню сербского населения в Нише и его окрестностях и следы той резни и запечатлены в остатке стены от былой башни с 58 черепами до сих пор можно увидеть в Нише.

Собственно говоря, ничего необычного в этом не было и положение «неверных» в Османской империи определялось не племенными обычаями «османов», а исламскими законами.

О положении христиан в Турецкой империи в книге Л.И.Климовича «Книга о Коране, его происхождении и мифологии», приводится высказывание «праведного» халифа Омара из докладной записки «Китаб аль-харадж» («Книга хараджа») верховного судьи Абу Юсуфа (731-798) - произведении, составленном по поручению халифа Харун ар-Рашида: «Подлинно, мусульмане будут питаться за счет этих (зиммиев, платящих подать), пока будут в живых; а когда мы умрем, и они умрут, то сыновья наши будут питаться за счет их сыновей вечно, пока будут существовать, так что они будут рабами последователей мусульманской веры, пока мусульманская вера будет оставаться преобладающей» (3).

Ничего в исламе не переменилось в отношении к неверным и доныне и так епископ Бихачко-Петровачкий Хризостом Сербской Православной церкви опубликовал на своем сайте перевод греческого текста, ссылающегося на газету «Радикал» из Стамбула о нескольких случаях убийств престарелых христиан в Стамбуле (4).

Эти убийства проведены и организованны одной группой фанатиков, о существовании которой заявила в парламенте Турции депутат Сабахат Тунчел. Последняя связала действия этой группы обозначающей дома христиан с такими же действиями предшествовавшими погрому христиан 1955 года в Стамбуле.

С 2002 году года на власти в Турции находится партия «Адалет ве Калкинма Партиси» (АКР, «Партия Справедливости и Развития»), возникшая из победившей на выборах 1991 года партии «Рефах» («Благосостояние»), которая открыто проповедует возврат к ценностям «чистого» ислама или салафизма (ас-саляф ас-салихун-праведные предки) и потому как то нелогично не ожидать возврат к таким ценностям не только во внутренней, но и во внешней политике.

Помимо идеологических мотивов, растущие амбиции Турции на Балканах обусловлены ростом ее экономической мощи, в чем как ни парадоксально важную роль играет приток капиталов из России. Хотя парадокс тут относительный, ибо в ходе Второй греко-турецкой войны (1919-1922) именно помощь советской России спасла Турцию Ататюрка от полного раздела между союзниками по Антанте.

Растущая мощь Турции стала внушать опасения и ее союзникам по НАТО и так, согласно опубликованным на сайте Викилис официальным документам США, дипломатия США как и нескольких европейских держав неоднократно выражали опасения по поводу роста влияния Турции в Боснии и Герцеговине как и ее политических амбиций на Балканах (5).

Если у Турции при 70 миллионом населении имеется 600 тысячная армия, располагающая современным вооружением и если у государств возникших в бывшей СФРЮ вместе с Болгарией не наберется и сотни тысяч военнослужащих при том, что до десятка миллионов из где-то 35-40 миллионного населения представляют собою потенциальную «пятую колонну» Турции, то рано или поздно Турция попытается силой восстановить свое влияние на Балканах.

Ныне очевидно, что любой вооруженный конфликт в Косово и Метохии вызовет и вмешательство в него Турции, ибо ныне виден рост влияния Турции на события на Балканах и опыт Сирии показывает формы подобного вмешательства.



Закономерно, что вмешательство Турции в таких условиях будет способствовать расширению конфликта по всем Балканам, в том числе и на Грецию, и без того нестабильную. А в Греции проживает большая албанская община, что, в свою очередь, обострит отношения Греции и Турции и может вызвать вооруженные столкновения как на греческо-турецкой границе, так и на Кипре.

Подобный конфликт очевидно не может не оказать влияние на политику Российской Федерации по отношению к Сербии, что не может не повлиять на российско-турецкие отношения и не может не отразиться не только на политическую ситуацию на Балканах но и в других регионах мира где сталкиваются интересы России и Турции, как, например, в Закавказье и в Крыму.

Подобное развитие событий вполне можно было предположить, тем более что согласно Сержану Трифковичу (6) в бывшей Югославии в 90-х годах - начале нового века полным ходом силами различных исламских фундаменталистских организаций осуществлялось создание так называемого «зеленого коридора».

Об этом коридоре, впрочем, писал еще в 80-х года сербский исламолог и профессор Сорбонны Миролюб Ефтич (7).

Евтич предупреждал тогда, что «Исламский совет Европы» с центром в Лондоне, в 1988 году на одном из своих съездов, о чем также сообщала югославская газеты «Борьба» (24 февраля 1988 года) осудил Югославия кaк страну, в которой преследуется ислам (8).

В «югославской» войне 90-х годов, джихад, как понятие, впервые после двух Балканских войн (1912-1913 годов) опять появился в Европе, и то в постсоциалистической Боснии и Герцеговине конца XX века.

Сама деятельность исламских фундаменталистов в данном случае была достаточно показательна, ибо означала то, что силы, способствовавшие появлению моджахедов в Боснии и Герцеговине, от своих планов продолжения «джихада» не отказались, пусть даже в ущерб интересам местных мусульман.

Владо Ажинович, автор работы «Аль-Каида - миф или действительная опасность» (9) писал, что после того как было принято решение о выводе моджахедов из Боснии и Герцеговины, после конца войны в 1995 году, в середине января 1996 года около 20 иностранцев-моджахедов отбыло из Боснии и Герцеговины через Хорватию. Остальные, боясь засады хорватов, отказались это сделать, остановившись в Бихаче.

Тогда около сотни моджахедов-иностранцев, согласно Аджиновичу, в группах по 5-10 человек самолетами были переброшены из Сараево в Стамбул, где многие из них при поддержке партии Рефах попали в центр «специальной» подготовки в турецкой части Кипра. А остальные двести человек были переброшены в Джелалабад, а оттуда в Чечню при подержке турецкой спецслужбы MIT (Millî İstihbarat Teşkilatı).

Другая же группа в 50 моджахедов была турецким военно-транспортным самолетом переброшена из Тузлы с аэродрома Дубравы в Албанию (9).

Сама роль этих моджахедов требует отдельного рассмотрения, что и сделано автором в статье «Моджахеды в Боснии и Герцеговине», опубликованной на сайте «Русская народная линия». Однако показательно, что по тем же самым каналам те же самые организации «салафитов» и нередко те же самые люди из их рядов в 1998-99 года оказались в Косово, в рядах албанской «Освободительной армии Косово».



Как раз Косово наряду с Санжаком и являлось, согласно Срджану Трифковичу, важной частью этого «зеленого коридора» и так после вывода армии Югославии в Косово, в ряде сел в районах Дреницы, Мокры Горы и Байгоры были созданы «салафистские» общины.

Показательно, что Турция сыграла в этом еще более важную роль нежели, в Боснии и Герцеговине, что свидетельствовало о том, что ее внешняя политика приобретала все более «исламский» характер.

Даже база турецких миротворцев в Косово получив название «Султан Мурат», что видимо надо было воспринимать как сигнал о дружеских намерениях Турции по отношению к Сербии.

В сербских СМИ различные аналитики как сенсацию подали в 2011 году весть о том, что американцы базу Бондстил могут передать туркам, хотя на официальном сайте армии США еще в 2010 году писалось, что в базу Бондстил переброшенна рота турецкой армии (10).

Ныне уже достаточно ясно то что единственная страна, которая выиграла на создании независимого Косово - это Турция, получившая таким образом плацдарм в Европе.

Очевидно что косовские албанцы, называемые еще «шиптарами», являются инструментом в политике иностранных центров в частности по созданию «зеленого исламского коридора» на Балканах.

Вместе с тем, создание подобного коридора невозможно без Санжака - области на юге современной Сербии и севера Черногории.

Сам Санжак, служащий своего рода мостом между Боснией и Косово был создан политикой турецких властей в 19-м веке, запрещавших выселение «мухаджиров», мусульман, бежавших с земель, оказавшихся под сербской властью, с приграничных областей с Сербией и Черногорией. Таким образом и возникла область Санжака, населенная сербами-мусульманами, но при этом настроенными очень враждебно по отношению к сербам.

Данная враждебность усилилась в годы Второй Мировой войны, когда территория Санжака стала местом ожесточенной борьбы между местной мусульманской милицией, созданной при подержке итальянцев, албанских балист, сербских четников и югославских партизан.

После затишья в бывшей СФРЮ, в 90-х годах между сербами и мусульманами в Санжаке вновь стала расти напряженность и мусульмане Санжака-»санжакли», имевшие большую колонию в Сараево, в войне 1992-95 годов, прошедшей в Боснии и Герцеговине, сыграли куда более активную роль, нежели местные боснийские мусульмане.

В Санжаке тогда была создана Партия Демократического Действия - СДА, представлявшая собою санжакское отделение партии СДА, чей лидер Алия Изетбегович и стал главой Боснии и Герцеговины перед началом войны 1992-95 годов на выборах 1991 года.

Лидер СДА в Санжаке Сулейман Углянин, с началом войны в Боснии и Герцеговины, дабы выдержать давление Слободана Милошевича, установившего в «сербском» Санжаке власть ему подконтрольных партий СПС и ЮЛ, бежал в Турцию. Его тогдашний соратник Расим Ляич отказался от конфронтации с Беградом и после раскола с Углянином, создал собственную социал-демократическую партию - СДП.



Вышеупомянутые партии санжакских мусульман СДА Сулеймана Углянина и СДП Расима Ляича, после свержения Милошевича, став частью новой «демократической» власти, получили поддержку от США.

Тогдашний американский посол в Белграде Камерон Мантер вместе с послами еще десяти стран и муфтием из Нового Пазара Зукорличем организовали «кокус» поддержки Санджаку.

Так как власть в Санжаке после свержения Милошевича в 2001 году стала принадлежит партиям санжакских мусульман, то сербы постоянно дискриминировались ими (11).

Так во всех судебных процессах решения судебных инстанций как правило принимались в ущерб сербам, осуществлялось давление на сербских детей со стороны учителей в школах, а если эти дети открыто носили кресты, то оценки занижались, а также имели место случаи и физических нападений на детей со стороны их одноклассников-мусульман (11).

Такое же давление осуществлялось на сербов на рабочих местах, в частности, на работников медицинского центра в Новом Пазаре.

Были зарегистрированы случаи, когда автобусы с туристами из Сербии забрасывались камнями, причем местная полиция подобные случаи скрывала.

Так как вниз по течению реки Рашка в сторону города Рашка находились только сербские села, то ничто не предпринималось, дабы остановить слив канализации из Нового Пазара в реку. Одновременно мусульманам без всяких потребных документов одобрялось строительство домов и прочих объектов в городе Нови Пазар (11).

Когда в марте 2004 года в ходе футбольного матча клубов «Рад» (Белград) и «ФК Нови Пазар» (Нови Пазар) в Новом Пазаре прошли столкновения между болельщиками двух клубов, и значительная часть местных мусульман подержало своих болельщиков. Причем местные нападали не только на белградских фанатов, но и на силы МВД Сербии.



Еще более важную роль сыграла и политика местного Духовного управления мусульман Санжака, созданного в 1993 году. Оказавшийся во главе его Муамер Зукорлич, получивший образование в Алжире и Ливане, своим главой считал главу Духовного управления мусульман Боснии и Герцеговины Мустафу Церича.

Со временем Зукорлич вступил в конфликт с Углянином, претендуя на полную власть над Санжаком, и этот конфликт обострился после прихода «демократической» власти в 2001 год.

В этой новой власти свои посты получили не только Углянин и Ляич, но косвенно и Зукорлич, которого согласно Кенету Моррисону (12), как премьер-министр Зоран Джинджич так и президент Борис Тадич стали включать в государственные делегации в ходе дипломатических визитов.

Подобная игра направленная на ослабление «радикала» Углянина, на практике привела к появлению еще более радикального Зукорлича, тогда как влияние Ляича в Санжаке в конечном итоге сошло на нет и он как ни парадоксально оказался тесно связанным с Зукорличем, тогда как Зукорлич провозгласил духовным лидером мусульман Санжака «рейса» Боснии и Герцеговины Мустафу Церича из Сараево.

Попытка создания Духовного управления мусульман Сербии во главе с Адемом Зилкичем, несмотря на официальную поддержку правительства Сербии не удалась, так как Зукорлич отказался признавать законность власти этого белградского муфтия, выступавшего против конфликта с Белградом и сербами.

После столкновений сторонников Зилкича со сторонниками Зукорлича в ноябре 2007 - феврале 2008 года в Новом Пазаре, Тутине и в Сенице, в ходе которых применялось и огнестрельное оружие, причем были и раненные, Зилкич в Санжаке потерпел поражение.

Впрочем, в вышедшем из под всякого государственного контроля Дховном управлении мусульман Санжака появились уже новые радикалы: в данном случае в лице ваххабитов, выступивших уже против Зукорлича и установивших свой контроль над «Арап-мечетью» в Новом Пазаре.

20 апреля 2007 года силы жандармерии и полиции МВД Сербии были вынуждены с боем штурмовать несколько домов в селе Доня Тырнава под Новым Пазаром в Санжаке, где скрывался лидер ваххабитов Исмет Прентич (13).

В ходе штурма, когда Прентич и его люди применили автоматическое оружие и ручные гранаты, был ранен один сотрудник МВД Сербии, тогда как сам Прентич был убит, а двое других ваххабитов - Сенад Рамович и Сафет Бечирович были взяты в плен (13).

После этого в Санжаке было арестовано 14 ваххабитов, и против них в январе 2008 года был начат процесс в суде в Белграде.

Впрочем, с организацией ваххабитов Санжака МВД Сербии покончить не смогла. И 28 октября 2011 года один из «санжакских» ваххабитов Мевлид Яшаревич в центре Сараево открыл огонь из автомата Калашникова по зданию посольства США в Боснии и Герцеговине и за 50 минут расстрелял 105 патронов.

Как заявил позднее на судебном процессе Яшаревич стрелял он по посольству ради того что бы выразить протест против продолжающейся оккупации американцами Ирака и Афганистана, где они «убивают мусульман».

В ходе судебного процесса на котором 6го декабря 2012 года Яшаревич был осужден на 18 лет лишения свободы, выяснилось, что Яшаревич до совершения теракта неоднократно бывал в «ваххабистском» селе Доня Маоча под Бычко в Боснии, чья «ваххабитская» община возглавлявшаяся Нусретом Имамовичем, была тесно связанна с ваххабитами Санжака (14).

Деятельности ваххабитов способствовало и то , что былая социалистическая система безопасности с ее централизмом была в Боснии и Герцеговине разрушена, а созданная под надзором Запада новая система безопасности была лишена былой сплоченности и дисциплинированности и потому во многом была связанна с интересами местных кланов.

Последние же были тесно связанные с местными боснийскими ОПГ как боснийских, так и санжакских мусульман, а также косовских албанцев. Причем диктат США их все больше и больше раздражал.

Было очевидно, что ваххабиты имеют мощную политическую поддержку вне Сербии и иной силы кроме Турции которая могла бы оказывать им поддержку, просто не существовало.

Пользуясь влиянием на правительство Сербии, в свою очередь полностью зависимого от правительства США, к 2010 году уже большая часть политических лидеров мусульман Санжака были объединены требованием предоставлении Санжаку статуса отдельного автономного региона.

Само правительство Сербии, разделив всю Сербию в 2010 году на несколько экономических регионов, сами общины Санжака с сербских большинством - Преполье, Прибой и Нова Варош включила в состав экономического региона Санджак, чем был создан, по сути, мост между Косово и Боснией.



При этом от границы Санжака с Боснией и Герцеговиной до Горажде, находившегося в годы войны 1992-95 годов под контролем армии Боснии и Герцеговины, а после войны ставшей частью Федерации Боснии и Герцеговины было всего два десятка километров. (Федерация Херцег-Босна является автономным образованием мусульман и хорватов, которое входит в состав Боснии и Герцеговины наряду с другой автономией - Республикой Сербской, созданной сербами).

В годы войн на этом участке со стороны Санжака часто происходили нападения на позиции армии Республики Сербской диверсионных групп «мусульманской» Армии Боснии и Герцеговины, пользовавшихся подержкой мусульман Санжака и потому силы боснийских сербов, были вынуждены устанавливать минные поля на границе с Сербией и с Черногорией в районе Санжака.

При том такое же расстояние отделяло центр Санжака - город Нови Пазар до границы с Косово и Метохией и на автопути из Нового Пазара в Косовскую Митровицу находился лишь один небольшой сербский город Рашка.

Рашка же был последним городом на границе с Косово, за которой после 1999 года возник относительно большой сербский район, охватывавший территории общин Лепосавич, Зубин Поток, Звечаны, как и северной части Косовская Митровицы и оставшийся под контролем официального Белграда.



Список источников:

1. «Turci se vraćaju sebi i - nama». Esad Hećimović. «DANI».Broj 645 (23.10.2009 g.)

2. "Шариат и его социальная сущность". Керимов Г. М. Москва. 1978

3. "Ламартин о 15 тысячах черепов в Челе Куле". Раде Раич. Сайт http://www.right-world.net

4. Сайт http://www.eparhijabihackopetrovacka.org/

5. "Vikiliks: Uloga Turske na Balkanu alarmirala Zapad". "Srna" .22. 01. 2011

6. «The "Green corridor": Myth or reality (Implications of Islamic Geopolitical Designs in the Balkans).Srdja Trifkovic. Chicago, January 2009

7. «Šiptari i islam» - Miroljub Jeftić, «Grafotomanija», Prnjavor, 1995.

8. «Современный джихад кao рaт». Мирољуб Jeвтиħ, «Никола Пашиħ». Београд.2001

9. "Al-Kaida u Bosne I Herzegovine-mit ili stvarna opasnost". Vlado Azinović."Slobodna Europa"

10. «Turkey joins Multi-National Battle Group-East». Официальный сайт армии США http://www.army.mil/ . March 19, 2010. By Sgt. 1st Class Michael Hagburg, 166th Public Affairs Detachment

11. «Исељавање Срба из Рашке области». Зоран М. Јанићијевић. Нова српска политичка мисао».Сайт http://www.nspm.rs

12. "Political and Religious conflict in the Sanžak". Kennet Morrison. April 2008. Defence Academy of the United Kingdom.

13. Ubijen vođa terorista Ismail Prentić."Večerni novosti". 20. april 2007.

14. "Jašarević osuđen na 18 godina zatvora zbog napada na ambasadu SAD". Dnevni Avaz. 06. 12. 2012

Категория: 1.1 | Добавил: PressserviceMGKO (06.12.2013)
Просмотров: 1940 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Block content

Вопрос священнику



Священник Московской патриархии РПЦ Дмитрий Ненароков



Copyright MyCorp © 2024 МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО