Пятница, 19.04.2024, 07:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
2.1 [5]
Категории каналов

Памяти бойцов 1 казачьего отряда Вышеградской бригады Армии Республики Сербской в Восточной Боснии  

Главная » Статьи » 2 » 2.1

Олег Валецкий. «Фактор добровольчества в войнах сербского народа». -ЧАСТЬ I-
   Военное добровольчество традиционно играло большую роль в войнах ведшихся сербским народом. Обьяснение тому лежит в самой сербской истории в которой государственный аппарат длительное время представлял собою враждебную силу. Единственный "национальный институт сербов-Сербская православная церковь, в какой то мере обеспечивашая сербам определенные элементы политической и культурной автономии, в силу самих церковных канонов просто не могла готовить и организовывать воинские формирования.

Так же как  главное острие удара турок в XVIXVII веках было направлено через Балканы против Австрии, являвшейся после разгрома Венгрии в XVI веке последним барьером на пути турок в Европу,то создание добровольческих формирований было вопросом выживания сербского народа.

Создани таких формирований способствовало то  что после поражения сербов турками Австрия, следуя более раннему примеру Венгрии, приняла тысячи сербов отступавших от турок . В книге „Жизнь и обычаи сербского народа"(„Живот и обичаи народа српског")  Вук Караджич описывал жизнь сербов,живших по так называемым „задругам" в которые обьединялось несколько сербских семей и которые управлялись одним главой.Подобная организация по сути делала из сербов достаточно дисциплинированную и управляемую воинскую массу которую и использовала австрийская власть.

Важную роль играла и политика властей Османской империи.Так Белградский пашалук в котором проживала основная масса сербов,как и другие подобные пашалуки Османской империи представлял собою военно-территориальное формирование и управлялся пашей имевшим право осуществлять как военное командование так и судебную власть  а также собирать налоги.Как писал сербский историк Вук Караджич для подобных задач белградский паша имел собственные вооруженные конные отряды так называемых „делий" во главе с дели-башей у которого так же в услужении были сборщики налогов-кавазы и чауши а также судебные приставы-бумбараши.В книге „Сербия Караджорджевичей" Живко Марковича(„Карађорђева Србија(1804-1817)".Живко В.Марковић.Берн.2006)  приводится отрывок воспоминаний путешествовавшего по Турции де Николе(„Бродарења и путовања по Турској")в котором пишется что делии не имея платы,жили от плена и „всегда стремились показать свою храбрость" и что среди них были люди всех вер.в том числе и сербы.Белградский пашалук делился на санджаки каждый из которых  управлялся санджак-беем а санжаки делились на нахии.Во главе нахий были поставленны судья-кадия и администратор-муселим,которые как писал в своей книге „Жизнь и обычаи сербского народа"(„Живот и обичаи народа српског")  Вук Караджич,были источниками всяческих злоупотреблений в первую очередь по отношению к обесправленным сербам.Положение сербов красочно описанно Иво Андричем в его книге „Мост на Дрине" на примере когда турки(под которыми понимались тогда все мусульмане,в том числе и боснийские) собирали по сербским селам детей для отправки в янычары.Впрочем ничуть не менее страшной была картина когда эти же турки собирали по селам девушек,а нередко и юношей для гаремов своих беев и пашей и пожалуй более показательного примера бесправия сербов тяжело найти.

 

В книге „Сербия Караджорджевичей" Живко Марковича приведены также воспоминания бывшего янычара Константина Михайловича из Островицы,который писал что когда армия султана берет штурмом какой-то город,то всех видных людей города взятых в плен убивали,молодежь отправляли в янычары а женщин раздавали как наложниц.

 

О самом положении христиан того времени достаточно хорошо пишется и в книге Л.И.Климовича "Книга о Коране, его происхождении и мифологии",где есть  высказывание "праведного" халифа Омара:"...Девизом завоевателей  стало  следующее  положение,  приписываемое "праведному" халифу Омару I:  "Подлинно,  мусульмане будут питаться за счет этих (зиммиев,  платящих подать.),  пока будут в живых;  а когда мы умрем, и они умрут, то сыновья наши будут питаться за счет их сыновей  вечно,  пока  будут  существовать,  так  что они будут рабами последователей  мусульманской  веры,  пока  мусульманская  вера  будет оставаться  преобладающей". Данный текст содержался в "Книге  хараджа(Китаб аль-харадж)"написанной  верховным  судьей  Абу  Юсуфа (731-798) по   поручению  халифа  Харун ар-Рашида и потому  получившем  значение  юридического  руководства для всех «исламских» халифов,эмиров и султанов.

 

В книге „Жизнь и обычаи сербского народа"(„Живот и обичаи народа српског")  Вук Караджич писал что сербам было запрещенно одеваться в дорогие одежды,носить одежду зеленого цвета,иметь хороших коней,прилюдно курить,тогда как турок мог избить его,материть его веру,крест,пост,насильно брать его на работу и насиловать сербских женщин как и брать их насильно в гарем,где силой обращать в ислам

Наконец в  работе профессора Сорбонского и Белградского университетов Миролюба Евтича "Современный джихад как война" в которой приводится отрывок из книги английского археолога Эванса ( «Throught Bosnia and Herzegovina on foot”.Evans A.1877.London) о положении сербов в Боснии и Герцеговине находившейся под турецкой властью: «Христианский кмет, или тот, кто обрабатывает землю, в худшем положении от многих рабов в наших наимрачных временах и полностью отдан на милость мусульманских владельцев земли, подобно рабу».

 

Само положение христиан как лиц второго сорта на собственной земле казалось бы является достаточным основанием для вооруженного востания,против совершенно очевидных турецких агрессоров,хотя иные современные историки будут оспаривать это право находя в агрессии турецких войск какие-то элементы социального освобождения сербских крестьян от сербских феодалов.

Однако очевидно что после завоевания турками сербских земель,сербские крестьяне продолжали платить высокие подати туркам-иначе для чего турки бы вообще их земли завоевывали.К тому же турки ввели новую подать для всех христиан- джизью - подушный налог, взимаемый в исламских государствах со взрослых и свободных немусульман мужского пола,согласно следующему хадису из Корана (9:29): «Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными».

 

Разумеется турецкая власть нередко защищала христианское сельское население так как оно платило ему подати,однако очевидно что подати эти были достаточно тяжелые хотя бы всилу больших затрат турецкой власти на содержание своей армии и ведение постоянных завоевательных войн.

Если уж в средневековой Европе востания крестьян имели серьезные социальные причины,то нелогично отрицать такие же причины и у крестьян Турецкой империи.Однако если в средневековой Европе крестьяне воставшие против феодалов могли расчитывать на защиту церкви, городов или королей,то в Турецкой империи им пути назад не было и потому среди  сербов, как, впрочем, и среди других покоренных турками народов — болгар, греков и валахов, возникали различные вооруженные группы, то занимавшиеся разбоем, а то и поднимавших восстания против турок и названных «гайдуками»

Так как христианам было запрещенно носить оружие,как и применять его против мусульман,то каждый гайдук становился тем самым государственным преступником для Турецкой империи.

Разумеется "гайдуки" были нередко и разбойниками,но отказывать в праве "гайдукам" в национальных и религиозных идеях-значит вообще ничего не понимать ни в Балканах ни в их истории а ни в самой политике турок.Уже сам факт существования независимых вооруженных групп в Турции в которых большинство составляла обесправленная исламскими законами "райя"(оружие христианам было строго запрещенно иметь) являлся для турок государственным и религиозным преступлением.

Подробное описание гайдуков и их обычаев сделал сербский историк Вук Караджич.Согласно Караджичу гайдуки имели развитый кодекс чести,который при ознакомлении с ним,напоминает кодекс чести сербских средневековых рыцарей о котором достаточно подробно писал полковник Радэ Раич в своей работе «О духе чести Обилича в сербстве (О духу Обилича части у србству)»

Сами гайдуки как пишет Вук Караджич нередко собирались в относительно большие. численостью в несколько десятков человек отряды- четы и дружины во главе со своими вождями-харамбашими.Главными целями своих нападений гайдуки делали сборников харача-харачлий,но нередко грабили и богатых сербов а и обычный народ,видимо считая что покорность этого народа туркам являлась достаточным оправданием для подобных нападений.

Впрочем Вук Караджич писал что и сербские крестьяне нередко привлекались турками для облав против гайдуков а также турки набирали из сербов и тех кто бы боролся против гайдуков и которых звали бы пандурами.Сами гайдуки имели по Караджичу развитую сеть пособников укрывавших их и звавшихся ятаками.

 

Одновременно часть гайдуков укрывалась на территориях соседних Австрии и Венецианской республики и там они получали имя «ускоки» (ускочити — вскочить).

Ускоки отличались от гайдуков лишь тем что жили на австрийских и венецианских землях в собственных домах и со своими семьями и выбираемые ими вожди должны были координировать действия ускоков с властями Австрии и Венеции. При этом ускоками были не только  сербы,составлявшие конечно большинство среди них,но и хорваты,а также немцы и итальянцы.

Так в районе Синя под патронатом Венецианской республики в XVIXVII веках существовала даже своеобразная «ускокская» республика,откуда  ускоки  как нападали на турок, так и пиратствовали в Адриатике,как впрочем и  британские и французские пираты,нападавшие на испанцев в интересах своих королей,от которых они получали патенты.

В дальнейшем из сербов  была созданна в Австрии в 1617 году „Военная граница",являвшаяся уже военно-территориальным обьединением,в котором сербы жили в своих селах но при первой необходимости мобилизовывались в воинские части,тем более что и в мирное время они управлялись офицерами австрийской армии,являвшихся в основной своей массе сербами.

Хотя венгерская и хорватская знать  созданием „Военной границы" были недовольны, однако австрийские императоры защищали права сербов-„граничаров".

Сербские «граничары» как раз и являлись главным связующим звеном между такими сербскими «гайдуками»  и австрийской регулярной армией т тем самым, будучи регулярными войсками, они одновременно исполняли задачи, свойственные ныне войскам специального назначения.

 

Так как большие сербские восстания как правило начинались в годы войн против турок христианских государств,как например в ходе австро-турецкой войны 1591-1606  годов,в ходе Кандийской войны 1649-1665 ведшейся Венецией против Турции,в ходе Морейской войны 1683-1699 годов  которую вели против Турции Австрия,Россия.Польша и Венеция,то всилу этого отряды сербских повстанцев оказывались де-факто включенными в состав иностранных армий.

 

Так в ходе Морейской войны австрийская армия прорвалась в Косово и как раз сербская поддержка и дала возможность австрийским войскам далеко войти вглубь турецких территорий, захватив города Скопье и Приштину в 1689 году.

Тогда под командованием австрийского генерала Пиколомини находилось всего 4 000 австрийских солдат, однако действовали они при поддержке отрядов местных сербов,в том числе «гайдуков» обеспечивавших им надежные тыловые коммуникации. После нападения французского короля Людовика Четырнадцатого на Австрию и после смерти Пиколомини,император был вынужден дать приказ на отступление.Однако австрийцы поддержавших их  сербов не бросили а дали им возможность вместе с ними отступить в Австрию и поселиться там на специально выделенных императором  землях.Само тогдашнее выселение сербов во главе с патриархом Арсением Третьим Чарноевичем было описанно сербским писаиелем Милошем Цырнянским в его романе „Переселения(Сеобы)" .

Также и в ходе неудачной для Австрии войны 1736-39 годов,когда Австрия потеряла завоеванную ею северную Сербию из Косово двинулись новые колонны сербских беженцев во главе с патриархом Арсением Четвертым Йовановичем

 

В ходе австро-турецкой войны 1788-1791 годов по разрешению австрийского императора, полковник австрийской армии серб Михайло Михальевич создал отряды  добровольцев в составе регулярной армии Австрии,в которые набирал всех тех сербов что присоединялись к австрийским войскам на турецких землях.

Эти отряды были названны „фрайкорами(Freichor)" и насчитывали они согласно «Истории сербского народа» С.Гавриловича(„Историја српског народа".С.Гавриловић) до десятка тысяч человек.»Фрайкоры» практически самостоятельно вели боевые действия на территории Белградского пашалука,освободив Пожаревац,Парачин,Кладово,Чуприю,Неготин,Шабац и Лозницу.

Среди командиров этих отрядов выделялся капитан Коча Анжелькович, освободивший от турок  большие территории в Подринье,ставших известными как «Кочина Краина».Во «фрайкорах», была установленна австрийская военная организация и многие из тех кто готовил затем  сербское восстание против турок как например Алекса Ненадович и Петр Новакович  и получили в них боевой опыт. Так можно упомянуть но главное Джордже(Георгий)Петровича, ставшего позднее известного как Караджордже(Карагеоргий) который в составе «фрайкора» получил чин австрийского унтер-офицера.

 

После австро-турецкого мира 1791 года,когда Порта запретила своим янычарам находиться на территории Белградского пашалука ,а реформы султана Селима Третьего лишили янычар выдававшихся им поместей-«читлуков» тогда как новая организация армии-«низами-джедид» лишала их былых привелегий,то в ответ  янычары в 1792 году во главе с Кучук Алией,Хусейн агой,Мулой Юсуфом и Мехмед агой Фочичем(причем все были сербами по национальности) подняли востание против султана,подержанное затем в 1795 году Османом Пазван-оглу из соседнего Белградскому пашалуку Видина.

В ходе войны против войск султана янычары три раза занимали Белграде-в 1792,в 1795 и в 1797 годах и в итоге тогдашний бедградский паша Хаджи Мустафа,которого сами сербы прозвали „сербская мать" за его блаконаклоность к сербам,дал указание создать сербское войско во главе со Станко Харамбашичем предназначенное для борьбы против янычар,как против врагов султана.Насчитывало оно согласно Живко Марковичу 16 000 человек и очевидно что раз многие его командиры как например Алекса Ненадович до того воевали в австрийских „фрайкорах",то очевидно что и остальная масса сербов из „фрайкоров" после того как те были распущенны австрийцами,просто перешла в состав войска Станко Харамбашича.

После того как янычарам удалось в 1801 году добиться от султана восстановлений своих привелегий и убить Хаджи Мустафу-пашу ,так что новый Хафиз-паша уже не играл никакой самостоятельной роли,то в Белградском пашалуке наступила пора беззакония и анархии,в которой сербское населения бесприпятственно грабилось,убивалось и силовалось янычарами.Детей турки продавали в рабство а красивых девушек отправляли в гаремы,где их заставляли принимать исламскую веру.

Так сербский историк М.Стеванович(„Први српски устанак".М.Стевановић) писал,что  в Руднике местный Селим-ага ввел право „первой брачной ночи" с невестами местных сербов. Закономерно,что масса уже опытных сербских добровольцев,многие из которых имели к тому времени по десяток лет воинской службы,решили сами организоваться и во главе с Алексом Ненадовичем,Ильей Бирчанином,Георгием Петровичем и рядом других своих командиров с марта 1803 года стали готовить восстание против турок.

Хотя вожди  янычар-„дахии" смогли узнать о гтовящемся восстанию и в так называемой „сече кнезова(рубке князей)"смогли  убить большую часть руководителй готовящегося восстания,но Георгий Петрович, избежал смерти,когда его люди убили одного из дахий -Узун Мехмеда.

 

Георгий Петрович прозванный „Черным Георгием" или „Караджордже" на сьезде сербов в Орашце прошедшем на празник Сретенья 1804 года был выбран вождем и под его руководством сербы сразу же подняли восстание против турок. Как пишет сербский историк Стоян Новакович,Карагеоргий  не принадлежал к тогдашней сербской знати и не был богатым и очевидно выдвинулся благодаря  своим воинским заслугам,а его организационные способности являлись ключевым фактором в успехе сербского восстания,к которому сразу же добровольно присоединились и многие гайдуки.

При этом гайдуки которых многие историки считают до сих пор обычными разбойниками проявляли тогда высокую храбрость и самопожертвеность  и так согласно книге „Война против дахий" Вука Караджича(„Војевање на дахије".Вук Карађић) в бою под Чокешином две сотни гайдуков из отряда харамбаши Джордже Чурчии  во главе с гайдуками  братьями Недич вместе с  присоединившиеся к ним местными сербскими крестьянами добровольно остались сражаться против полуторатысячного боснийского отряда Мулы Ножина,и практически все погибли,убив при этом до тысячи турок.

 

Сам вождь Первого Сербского восстания (1804 года) Карагеоргий,получал тогда большую поддержку «австрийских» сербов,так что в его силах сражалось против турок,много «австрийских» граничар, добровольно вступивших в состав войск Карагеоргия,перейдя границу. Сами  сербские повстанцы Карагеоргия имели в своих рядах стихийно сложившуюся своебразную воинскую иерархию и не имели иного выбора избежать смерти кроме как подчинятся приказам Карагеоргия.

 

Повстанцы быстро нанесли поражение местным турецким гарнизонам и в самом начале востания в 1804 году  освободили Рудник,Крагуевац.Ягодину,Вальево, Чачак,Пожаревац, Смедерево а затем и захватили в плен дахий-вождей янычар и отрубили им головы.

В Россию повстанцы послали свою делегацию а  в следующем году освободили Карановац(Кральево) и Ужицы.

К тому времени согласно книге „Сербия Караджорджевичей" Живко Марковича войско повстанцев насчитывало 39 000 человек.Турки были вынужденны прибегнуть к наему „кырджалий",тогдашних турецких разбойников,в ряды которых согласно Вуку Караджичу принимались люди всякой веры,однако промышляли они грабежами обычного населения.Впрочем „кырджалии" под командованием Алии Гушанца,показали себя как самая надежная опора  Порты,ибо смогли прорваться в осажденный сербами Белград где Алия Гушанац и стал представлять реальную власть,в отличии от немощного Сулеймана-белградского паши.Собранную турками пятнадцатитысячную армию повстанцы разбили под Ивановцами и на следующий год в руки сербов пали Крушевац,Алексинац и Пореч.

Порта тогда подготовила с французской помощью три  корпуса,однако наступление одного из них,численостью в 9000 человек набранного в Боснии из местных мусульман,закончилось его полным разгромом в битве под Мишаром  девятитысячными сербскими войсками находившимися под командованием лично Карагеоргия.Тогда турки потеряли две трети личного состава как в самой битве так и в ходе отступления в Боснию.

Затем были разбиты под Делиградом сербами  Карагеоргия шеститысячные силы Шашит-паши,наступавшего с направления Лесковца и в итоге был подписан мир с турками,согласно которому Порта оставляла лишь гарнизоны в городах,предоставляя сербам внутренюю автономию.Так как силы „кырджалей" Алии Гушанца отказались передать сербам контроль над Белградом,Карагеоргий1го(13го) декабря захватил Белград,а 17го(29го) декабря захватил и крепость Калемегдан из которой по договору были выпущенны силы Алии Гушанца,а затем 27го декабря(8го января) Сулейман-паша сдал последнее укрепление в  Калемегдане.После этого сербами в 1807 году были освобожденны Лозница и Шабац а в это же время в Сербию вошли российские войска под командованием генерала Исаева начавшие совместно с сербами боевые действия против турок.

 

После этого сербы перенесли боевые действия в Боснию и Герцеговину ,где также вспыхнули востания тамошних сербов. Силы Карагеоргия и тамошние сербские повстанцы освободили в Боснии  Вишеград,Зворник и Беляну.

В 1809 году после обьявления Турцией войны России и после приказа Александра Первого русским войскам на наступление против турок на дунайском направлении,сербские войска стали важным союзником данной двадцатитысячной(согласно сербскому историку Стояну Новаковичу) группировки русских войск имевшей  целью перейти на правый берег Дуная.

К тому времени согласно приведенному  в книге „Сербия Караджорджевичей" Живко Марковича фрагменту из книги М.Деспота „Иностранная современная пресса о первом сербском восстании"(„Страна сувремена штампа о Првом српском устанку".М.Деспот) Карагеоргий располагал восьмидесятитысячной армией ,из которых лишь 30 000 были выходцы из Сербии,тогда как остальные были выходцами из других краев Османской империи,являясь в прямом смысле добровольцами,и притом в значительной мере сербами они не были,а были греками,валахами и албанцами.

 

Сорокапятитысячная армия Карагеоргия совместно с русскими войсками генерала Прозоровского и силами черногорцев предприняла наступление на турок и сербы захватили Сеницу на юге Сербии и осадили Нови Пазар,а затем армия Карагеоргия разбила турецкую армию Нуман-паши Махмуда Беговича под Суводолом. На Дринском направлении сербские войска напали Беляну,а затем после контрнаступления турецких войск из Боснии под командованием Ибрахим-паши из Маглая,Хасан-паши из Сребреницы и Али-паши из Зворника сербы одержали над ними победу под Лозницей.

 

В данном случае следует напомнить,что формирование тогдашней сербской армии велось из стихийно созданных добровольческих отрядов без организованной и планомерной иностраной помощи такого характера которую имели турки,поддерживаемые Наполеоном.

После ввода турками новых сил неравенство сил было достаточно очевидно и потому поражение сербов под селом Каменица вполне было закономерно.К тому же тогдашним русским наблюдателям была очевидна борьба самолюбий различных сербских командиров.Так героическая оборона сил сербского воеводы Стевана Синжелича на горе Чегар у села Каменица  где в конце концов сам Синжелич взорвал вместе с собою и своими людьми пороховой склад не желая сдаваться в плен, была обусловленна отказом главнокомандующего сербскими войсками в этой битве Милоя Петковича,послать помощь силам Синжелича,оказавшихся на направлении главного удара турок.

В данном случае война шла на взаимное уничтожение и показателем тогдашнего отношения турок к сербам,является так назывемая «Челе-кула» в Нише,куда турки замуровали 952 головы погибших сербов из отряда Синжелича.

 

После побелы под Каменицей семидесятитысячная турецкая армия совершив нападение на Делиград и после длительной его осады,захватила его.Однако упорная его оборона сербами как и сербская победа двухтысячного сербского отряда Танаско Раича  над двенадцтитысячными силами Алии Гушанца под Таборином,дали возможность им выиграть время.

Тогда после перемен в военом командовании русской армии,где командующим войсками стал князь Багратион,сменивший Прозоровского и успешного русского наступления на Дунае последовало новое наступление сербских войск на турок в Сербии и потерянные сербами территории были возвращенны.

 

Весной 1810 года в Сербию вступили русские войска генерал-майора Цукато,которые,согласно Н.Богуновичу(„Одјеци устанка у Еуропи".Н.Богуновић) совместно с сербскими войсками «гайдука Велько» нанесли поражение туркам под Делиградом,а затем русский корпус генерал-лейтенанта Саса и сербские силы Младена Миловановича согласно сербскому историку Цветичу,захватили  Гургусовац(Княжевац).К сожалению в рядах сербских командиров начались взаимные конфликты,о чем в своих письмах к ним согласно книге „Сербия Караджорджевичей" Живко Марковича писал как генерал-майор Цукато,так и заменивший Багратиона,новый русский главнокомандующий граф Каменский.

Однако хотя новое наступление тридцатипятитысячной турецкой армии Хуршид-паши повлекло сербские поражения под Свырлигом и Сокобаней,последовала новая победа русской армии графа Каменского над турками под Батином в Болгарии,где турки потеряли восемь тысяч мертвых,в том числе Алию Гушанца.

Затем обьединенные силы русских войск под командованием генерал-майора  Орурка  и сербских войск под командованием Карагеоргия  поразили силы Хуршид-паши под Варварином.В этой битве важную роль сыграл обходной маневр казачьего полка полковника Никича.В сербской истории битва под Варварином известна поединком между сербом Йованом Курсулой и турком,когда,согласно книге русского генерала Владимира Гофмана „Великий вождь Карагеоргий"(„Велики вођ Карађорђе".В.Гофман) последний сбежал от Курсулы,а также тем что известный сербский „гайдук Велько" получил от Карагеоргия чин воеводы.

Сербская армия Карагеоргия после упорной обороны Лозницы от сорокатысячной боснийской армии турок,перешла в наступление и под Тичаром  разбила турок,отступивших потом в Боснию .

В феврале 1811 года согласно сербскому историку А.Ивичу("Иѕ доба Карађорђа и сина му кнеза Александра”.А.Ивић) в Сербию было введено два батальона русской армии под общим командованием полковника Александра Бала и русские солдаты были распределенны в Белграде,Шабце и в Делиграде,а в ноябре в Сербию вошли новые подразделения русской армии.

К тому времени силы сербов были на исходе и население голодовало,так что все надежды сербы полагали на Россию.Тем не менее на юге Сербии „гайдук Велько" нанес два поражения туркам в боях под Брегово и Гырци,а затем в сражении под Грамадой сербскими войскаи были разбиты силы Хуршид-паши выступившего из Ниша,тогда как на реке Лим воевода Милош Обренович разбил силы Нуман-паши выступившего из Печи.Боснийская армия турок Сулейман-паши в которой находились и французские инструкторы  к тому времени не решалась перейти Дрину,тогда как основные шестидесятитысячные силы турок были разгромленны Кутузовым под Рущчуком.

Сам Кутузов рассматривал Карагеоргия важным союзником и согласно переписке приведенной в книге „Сербия Караджорджевичей" Живко Марковича отправлял тому снаряжение,деньги и порох.В дальнейшем русское военное командование планировало осуществить силами русских и сербских войск наступление на Боснию а затем и на Адриатику,дабы выбить отуда французов и отправило в Сербию новые силы под командованием адмирала Чичагова.Однако подписанный в Бухаресте мир и угроза нападения Наполеона на Россию,вынудило императора Александра вывести войска из Сербии тогда как согласно договору из Бухареста,сербы обязанны были разрешить возвращение в города турецких гарнизонов и по сути распустить армию,сдав артиллерию и боеприпасы,за исключением личного холодного и огнестрельного вооружения оставшегося бы у народа.

 

Новое наступление двухсотысячных турецких войск,произошло в 1813 году в ходе тяжелой болезни Карагеоргия,которому  согласно книге русского генерала Владимира Гофмана многие сербские командиры отказались подчинятся.В итоге пятидесятипятитысячная сербская армия была разбита и Сербия поново попала под турецкую власть.После установления турецкой власти поставленный турками сербским вождем один из воевод Карагеоргия-Милош Обренович дал приказ убить большинство остальных сербских воевод а в 1817 его людьми был убит и сам Карагеоргий,который после разгрома сербских войск укрывался в России и откуда прибыл в Сербию для организации нового восстания.

 

В то время в сербском народе воинские заслуги приветствовались и если человек отличался воинскими доблестями,то даже если свои воинские подвиги показал не в сербской армии,то все таки мог рассчитывать на уважение среди многих сербов.Причина тому лежала в самой сербской психологии,в формировании которой важную роль играли тогда понятия чести и достоинства,неразрывно связаные с воинским делом.

Хорошо также известна по воспоминаниям русских путешествеников  и практика черногорских владык собиравших на войну,фактически самостоятельные племена Цырной Горы и Бырда,простой отправкой гонца,который обьезжая сербские села Цырной Горы и Бырда,выкрикивая «ко витез,ко цырногорац,ко за часни кырст(кто витязь,кто черногорец,кто за крест честный)» осуществлял  сбор войска и подобная практика ничем иным как добровольчеством названна быть не могла.Племенная структура Черногории являлась по сути воинской организацией, а сами черногорские племена вели частые воины с турками, в первую очередь в местными мусульманами сербского и албанского происхождения. По сути черногорцы вели здесь постоянную партизанскую войну, поддерживая сербов в соседних с Черногрией районов под турецкой властью.В силу этого закономерно, что в 1878 г.,после окончания  русско-турецкой войны царь Александр II своем манифесте отличил действия черногорцев, а тем самым, и добровольцев из соседних им сербских районов, укорив при том сербскую армию.

 

Впрочем и после освобождения от турецкой власти Сербия достаточно эффективно использовала добровольцев.Так в ходе венгерской революции 1848-49 годов,когда сербы Срема, Баната и Бачки выступили в поддержку австрийской короны в войне против восставших венгров,то на помощь созданной тогда указом австрийского императора "Сербской Воеводине" Сербия в 1848 году послала корпус в двенадцать тысяч добровольцев под командованием Стевана Книджанина и эти силы были включены в армию  австрийского генерала (серба по национальности) Стевана Шупликаца.Как раз эти добровольцы под командованием Стевана Книджанина сыграли ключевую роль в победе над венгерскими войсками генерала Киша в битве под Панчево 2 января 1849 года. Согласно данным из работы «Добровольцы из Сербии и сербское движение в Венгрии 1848-49 годов» Ненада Урича («Добровољци у ослободилачким ратовима срба и црногораца».Институт за савремену историју.Београд.1996 година.Удружење ратних добровољаца 1912-1918,њихових потомака и поштовалаца/НИП "Комуна"-Кикинда.), тогдашний главнокомандующий сербскими войсками полковник Фердинанд Майерхофер на военном совете Воеводины предлагал сдать Панчево венграм и отступить в Сербию,но Стеван Книджанин при поддержке капитана Адама Косанича на штабном совещании выступил против отступления.

В дальнейшем однако,во многом благодаря выводу большей части добровольцев в Сербию, совершенного под давлением австрийского правительство, сербско-австрийские войска генерала Кузмана Тодоровича стали терпеть поражение от венгров, сумевших восстановить контроль над большей частью Баната и Бачки после победы над австрийцами в битве при Кополне

Однако отряд добровольцев из Сербии под командованием Стевана Книджанина, возвратившись из Сербии, смог, закрепившись на Тительском плато, сохранить в руках сербов Срем и тем самым предотвратить их полное поражение.

 

Также в  1862 году после обстрелов турками Белграда,Сербия,испытывая недостаток в подготовленных военных,согласно  работе Бранко Бешлина- «Сербы из Габсбургской монархии — участники в боснийско-герцеговинском восстании и в сербско-турецких войнах 1875-78 годов» («Добровољци у ослободилачким ратовима срба и црногораца».Институт за савремену историју.Београд.1996 година.Удружење ратних добровољаца 1912-1918,њихових потомака и поштовалаца/НИП "Комуна"-Кикинда) создала в Вальево Югославский легион (так как уже тогда идея «югославства» получила популярность в Сербии), насчитывавший около трех тысяч человек и в основном это были сербы из Австрии, однако были и хорваты, немцы, поляки и чехи.

 

После поражения России в Крымской войне  и отмены российского протектората над православными в Турецкой империи, положение православных ухудшилось и после нескольких лет террора сербы в Боснии и Герцеговине и болгары в Болгарии подняли восстания.Дабы их подавить турки решили перейти к репрессиям, для чего прибегли к помощи черкесов  выселявшихся с Кавказа после поражения в Кавказской войне и населенных турками в их европейских владениях.Черкесами а также созданными турками из албанских и славянских мусульман отрядами "башибузуков", тогда были продемонстрированны "турецкие" методы противопартизанской войны, подразумевавшие полное уничтожение повстанцев и их семей.

В данном случае  действия "башибузуков" были следствием  достаточно продуманной  политики Турции по полному подавлению всякого сопротивления христиан внутри Турецкой империи силою поселенных среди них мусульман, точнее, созданными последними милициями. Башибузуки были типичной восточной милицией и действовали типично восточными методами-отрубая тысячи голов православным при попустительстве правительства Великобритании, стремившегося таким образом покончить с русским влиянием на Балканах и укрепить позиции своего союзника-Турции.

 

Единственным препятствием для турок были действия Сербии и Черногории, организовавших поддержку повстанцев в Боснии и Герцеговине как оружием, так и отрядами добровольцев, тогда как в Болгарии повстанцы частично были разгромлены, а частично отступили в горы или в соседнюю Сербию.

 

С обьявлением Сербией и Черногорией войны Турции 18 июня 1876 года,число добровольцев в сербских войсках увеличилось .

Согласно работе Бранко Бешлина- «Сербы из Габсбургской монархии — участники в боснийско-герцеговинском восстании и в сербско-турецких войнах 1875-78 годов»  в 1876 году был создан «Добровольческий Корпус» сербской Дринской армии, в котором основную массу составляли сербские добровольцы из Боснии и Герцеговины, главным образом из регионов Семберии и Маевицы. Офицерские кадры в нем были составлены главным образом из «австрийских» сербов — офицеров австро-венгерской армии, многие из которых участвовали в войнах против Пруссии и Италии.

В различных добровольческих отрядах, самыми крупными из которых были отряды «австрийских» сербов, «турецких» сербов и болгар,воевали представители разных национальностей – англичане, итальянцы, французы, греки, румыны, поляки и тогда Сербия вообще принимала всех добровольцев, и так в лагере Бадовинцы Добровольческого Корпуса Дринской армии, согласно Бранко Бешлину, было много добровольцев из разных стран и городов, в том числе итальянские гарибальдийцы и прусские офицеры.

Среди последних можно было выделить прусских офицеров братьев Евгения и Павла Штурм.Последний, принимавший участие во франко-прусской войне и впоследствии добровольно вступивший в армию Сербии,переменил фамилию на Юришич и оставшись в Сербии сделал успешную военную карьеру, став в Первой Мировой войне прославленным командующим 3-ей Сербской армией.

 

Очевидно что благодаря постояно ведшимся войнам,от исхода которых зависила судьба всего народа в сербском народе воинское ремесло было в 19ом веке в почете.Достаточно показательной была биография короля Петра Караджорджевича-сына князя Александра Караджорджевича и внука самого Карагеоргия,который приняв участие во франко-прусской войне добровольцем во французской армии,затем под именем Петр Мырконич присоединился к сербским повстанцам в ходе сербского восстания против турок в Герцеговине в 1875 году.При этом одним из самых известных генералов в армии короля Петра был Павел Юришич,бывший прусский офицер Павел Штурм,также.

Еще один Караджорджевич-Арсений,сын князя Александра прослужив во французском иностранном легионе,затем с началом русско-японской войны 1905 года вступил в русскую армию,приняв участие в боях против японцев.По возвращении в Сербию Арсений,получил от короля Петра,должность командира кавалерийской дивизии с которой участвовал в освобождении Косово и Метохии.

 В ходе войны 1876-77 годов в Черногории по инициативе Гарибальди и поддерживавших его социалистических и масонских кругов, согласно работе «Итальянские добровольцы в Герцеговине, Черногории и Сербии (1875-76)» Миляны Алексич-Пейкович, был создан отряд из нескольких сот итальянских добровольцев. Эти добровольцы действовали достаточно успешно, в том числе участвуя в партизанских операциях в Герцеговине, хотя, однако, их связь с черногорскими либералами, возглавлявшимися Любибратичем, была причиной нередких их конфликтов с князем Николой. К тому же местная черногорская среда,согласно автору Миляне Алексич-Пайкович считала нередко, что эти добровольцы, среди которых было немало итальянских князей и офицеров, сбежали из Италии либо из-за нищеты, либо из-за какого-то уголовного преступления.

 

Однако русское добровольческое движение было «… самым массовым и с большими последствиями». (Из материалов книги болгарского историка Генова С.  «Добровольческое движение на Балканах во время сербско-турецкой войны 1876 года» в сборнике «Congres international des etudes balkaniques et Sud Est Europeennes» 1-er 1966, Actes № 4, Sofia,1969, p.234).

Фактически вся Россия в лице русских добровольцев встала на защиту Сербии и только благодаря этому армия Турции, силы которой далеко превосходили армию Сербии, несла большие потери.


ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ



Категория: 2.1 | Добавил: PressserviceMGKO (22.08.2013)
Просмотров: 2415 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Block content

Вопрос священнику



Священник Московской патриархии РПЦ Дмитрий Ненароков



Copyright MyCorp © 2024 МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО