Суббота, 20.04.2024, 04:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Категории каналов

Памяти бойцов 1 казачьего отряда Вышеградской бригады Армии Республики Сербской в Восточной Боснии  

Главная » 2016 » Сентябрь » 30 » В ПГУ ПРЕЗЕНТОВАЛИ МОНОГРАФИЮ «СКИФСКИЙ МОГИЛЬНИК III—II ВЕКОВ ДО НАШЕЙ ЭРЫ У СЕЛА ГЛИНОЕ»
15:46
В ПГУ ПРЕЗЕНТОВАЛИ МОНОГРАФИЮ «СКИФСКИЙ МОГИЛЬНИК III—II ВЕКОВ ДО НАШЕЙ ЭРЫ У СЕЛА ГЛИНОЕ»

Научное издание рассказывает об уникальных находках в скифском «городе мертвых» и корректирует бытующие ранее представления ученых
  
1 / 2

Ти­рас­поль, 30 сен­тяб­ря./ ИА «Но­во­сти При­дне­стро­вья»/. В При­дне­стров­ском го­су­ни­вер­си­те­те про­шла пре­зен­та­ция мас­штаб­ной мо­но­гра­фии «Скиф­ский мо­гиль­ник III—II веков до нашей эры  у села Гли­ное». Эта книга стала ре­зуль­та­том мно­го­лет­них рас­ко­пок зна­ме­ни­то­го в на­уч­ном со­об­ще­стве некро­по­ля ски­фов в Сло­бод­зей­ском рай­оне. Ав­то­ры мо­но­гра­фии – при­дне­стров­ские ар­хео­ло­ги Ви­та­лий Си­ни­ка, Игорь Чет­ве­ри­ков и Ни­ко­лай Тель­нов  - при­во­дят до­ка­за­тель­ства того, что  степ­ная куль­ту­ра Ве­ли­кой Ски­фии в Под­не­стро­вье су­ще­ство­ва­ла непре­рыв­но в III—II вв. до н. э., хотя ранее счи­та­лось, что она угас­ла на два сто­ле­тия рань­ше. В мо­но­гра­фии опуб­ли­ко­ва­ны уни­каль­ные ар­те­фак­ты, сви­де­тель­ству­ю­щие об уди­ви­тель­ном куль­тур­ном сим­би­о­зе, имев­шем место в древ­ние вре­ме­на на тер­ри­то­рии При­дне­стро­вья.

Скиф­ская куль­ту­ра - это огром­ный кон­гло­ме­рат ин­до­ев­ро­пей­ских на­ро­дов, на­се­ляв­ших более двух с по­ло­ви­ной тысяч лет назад Се­ве­ро-При­чер­но­мор­ские степи. При­ня­то счи­тать, что Днестр был за­пад­ной гра­ни­цей скиф­ско­го мира. Здесь, в При­дне­стро­вье, следы ски­фов оста­лись в мно­го­чис­лен­ных кур­га­нах – куль­то­вых зем­ля­ных пи­ра­ми­дах. По дан­ным ар­хео­ло­гии, скифы по­яв­ля­ют­ся на бе­ре­гах Дне­стра еще  с конца VII века до н.э. (более 2600 лет назад). Ис­сле­до­ва­те­ли по­те­ря­ли скиф­ский след после IV  века до н.э. – до недав­не­го вре­ме­ни пред­по­ла­га­лось, что ски­фов из Се­ве­ро-За­пад­но­го При­чер­но­мо­рья вы­тес­ни­ли сар­ма­ты (иран­ский народ, при­шед­ший из-за Дона). Од­на­ко бла­го­да­ря некро­по­лю у села Гли­ное при­дне­стров­ские ар­хео­ло­ги до­ка­за­ли, что в Под­не­стро­вье скиф­ская куль­ту­ра раз­ви­ва­лась на про­тя­же­нии сле­ду­ю­щих двух веков.

«Это одно из самых круп­ных до­сти­же­ний. Эта ра­бо­та имеет зна­че­ние не толь­ко для изу­че­ния ис­то­рии При­дне­стро­вья, но и всей Евра­зии», - го­во­рит один из со­ав­то­ров мо­но­гра­фии, ар­хео­лог Ви­та­лий Си­ни­ка.

на фото: ав­то­ры мо­но­гра­фии Ви­та­лий Си­ни­ка (стоит) и Игорь Чет­ве­ри­ков (спра­ва)

Рас­коп­ки скиф­ско­го «го­ро­да мерт­вых» на се­ве­ро-во­сточ­ной окра­ине села Гли­ное на­ча­лись еще в 1995 году и про­дол­жа­лись 18 лет – по­след­няя гроб­ни­ца была ис­сле­до­ва­на в 2012 году. За всё пост­со­вет­ское время (после 1991 г.) по­доб­ных мас­штаб­ных ис­сле­до­ва­ний скиф­ских по­гре­баль­ных па­мят­ни­ков в Се­вер­ном При­чер­но­мо­рье прак­ти­че­ски не про­во­ди­лось.

на фото: один из ав­то­ров мо­но­гра­фии Ви­та­лий Си­ни­ка во время рас­ко­пок "го­ро­да мерт­вых" у села Гли­ное, 1999 год

На про­стран­стве в 50 гек­та­ров ар­хео­ло­ги от­кры­ли 181 за­хо­ро­не­ние. Это та часть некро­по­ля, ко­то­рую не за­тро­ну­ла со­вре­мен­ная за­строй­ка. По кос­вен­ным дан­ным, южная часть древ­не­го «го­ро­да мерт­вых» и се­год­ня на­хо­дит­ся под до­ма­ми жи­те­лей села Гли­ное.

на фото: часть тер­ри­то­рии некро­по­ля у села Гли­ное Сло­бод­зей­ско­го рай­о­на

За годы рас­ко­пок ар­хео­ло­ги об­на­ру­жи­ли уди­ви­тель­ные под­зем­ные со­ору­же­ния ка­та­комб­но­го типа. Свои усы­паль­ни­цы скифы со­зда­ва­ли на глу­бине от двух до шести мет­ров – это до­воль­но про­стор­ные под­зем­ные ком­на­ты с пред­ме­та­ми быта, во­ору­же­ни­ем и бо­га­ты­ми укра­ше­ни­я­ми. Вхо­дом в усы­паль­ни­цы слу­жил неболь­шой ко­ри­дор, на­зы­ва­е­мый ар­хео­ло­га­ми на гре­че­ский манер – дро­мос (путь). Он со­еди­нял гроб­ни­цу с вход­ным ко­лод­цем, ко­то­рый вел на днев­ную по­верх­ность. Этот ко­ло­дец за­сы­пал­ся сразу после ри­ту­а­ла за­хо­ро­не­ния, а свер­ху со­ору­жал­ся неболь­шой кур­ган.

Ар­хео­ло­гам уда­лось об­на­ру­жить места за­хо­ро­не­ний бла­го­да­ря свет­лым пят­нам на чер­но­зе­ме. Дело в том, что кур­га­ны над вход­ны­ми ко­лод­ца­ми на­сы­па­лись из глины, до­бы­той на глу­бине до шести мет­ров при со­ору­же­нии под­зем­ной ком­на­ты. Время и со­вре­мен­ная вспаш­ка раз­ру­ши­ли эти холмы – они рас­полз­лись на несколь­ко мет­ров во­круг места за­хо­ро­не­ния. Свет­лая глина, од­на­ко, очень хо­ро­шо за­мет­на на све­жей па­хо­те, что стало пре­крас­ным ин­ди­ка­то­ром для ис­сле­до­ва­те­лей. В таких ме­стах ар­хео­ло­ги сни­ма­ли верх­ний слой чер­но­зе­ма и на­хо­ди­ли пря­мо­уголь­ное пятно – «дверь» вход­но­го ко­лод­ца.

Шахту, как пра­ви­ло, ис­сле­до­ва­те­ли рас­чи­ща­ли вруч­ную при по­мо­щи лопат. Это до­воль­но тру­до­ем­ко, если учи­ты­вать что глу­би­на мно­гих таких ко­лод­цев до­сти­га­ла че­ты­рех, а в  неко­то­рых слу­ча­ях и шести мет­ров. Гли­ня­ное за­пол­не­ние шахт было до­воль­но рых­лым в от­ли­чие от твер­до­го ма­те­ри­ко­во­го грун­та. Бла­го­да­ря этому ар­хео­ло­ги фик­си­ро­ва­ли стены вход­но­го ко­лод­ца и его дно.

После рас­чист­ки шахты ис­сле­до­ва­те­ли сни­ма­ли гли­ня­ную «проб­ку» из дро­мо­са, ве­ду­ще­го в усы­паль­ни­цу. Фа­са­ды неко­то­рых дро­мо­сов были укра­ше­ны ори­ги­наль­ны­ми ре­льеф­ны­ми изоб­ра­же­ни­я­ми – ду­го­об­раз­ны­ми ли­ни­я­ми или за­га­доч­ны­ми ри­сун­ка­ми.

Через дро­мос ар­хео­ло­ги про­ни­ка­ли в под­зем­ную ком­на­ту и под свет фо­на­рей при­сту­па­ли к её рас­чист­ке. Мно­гие усы­паль­ни­цы, несмот­ря на два с лиш­ним ты­ся­че­ле­тия, оста­лись це­лы­ми.

на фото: один из ав­то­ров мо­но­гра­фии Игорь Чет­ве­ри­ков за ра­бо­той под зем­лей, 2007 год

Дру­гие гроб­ни­цы, впро­чем, не вы­дер­жа­ли дав­ле­ния грун­та –  свод все же об­ва­лил­ся,  и земля за­пол­ни­ла прак­ти­че­ски все про­стран­ство ка­та­ком­бы. В таких слу­ча­ях ар­хео­ло­гам ни­че­го не оста­ва­лось как «брать» со­ору­же­ние свер­ху. Они раз­би­ва­ли боль­шой квад­рат на днев­ной по­верх­но­сти и вруч­ную сни­ма­ли твер­дый гли­ни­стый грунт, пока не до­би­ра­лись до усы­паль­ни­цы.  

В со­ору­же­ни­ях «го­ро­да мерт­вых» ис­сле­до­ва­те­ли нашли боль­шое ко­ли­че­ство ар­те­фак­тов. За время рас­ко­пок из земли было из­вле­че­но около 50-ти тысяч на­хо­док, мно­гие из ко­то­рых не имеют ана­ло­гов.

Среди ар­те­фак­тов за­мет­ное место за­ни­ма­ют ан­тич­ные ам­фо­ры – боль­шие со­су­ды для вина с ко­ну­со­об­раз­ным дном для фик­са­ции в спе­ци­аль­ных нишах. Ем­кость таких со­су­дов – от 10 до 20 лит­ров. На мно­гих ам­фо­рах есть клей­мо цен­тра-из­го­то­ви­те­ля. Эти пе­ча­ти стали от­лич­ным хро­но­и­ди­ка­то­ром – бла­го­да­ря им опре­де­лял­ся воз­раст гроб­ни­цы с по­греш­но­стью до 20-ти лет.

В усы­паль­ни­цах на­хо­ди­ли и дру­гой ан­тич­ный им­порт.

Соб­ствен­но, скиф­ским пред­ме­том были ку­риль­ни­цы – кув­ши­но­об­раз­ные со­су­ды ри­ту­аль­но­го на­зна­че­ния. Они за­пол­ня­лись аро­ма­ти­че­ски­ми тра­ва­ми, среди ко­то­рых пре­об­ла­да­ла ко­ноп­ля. Остат­ки трав на дне ку­риль­ниц поз­во­ли­ли по­лу­чить боль­шое ко­ли­че­ство ин­фор­ма­ции о древ­ней рас­ти­тель­но­сти сте­пей.

Одни из мно­го­чис­лен­ных ар­те­фак­тов в гроб­ни­це -  боль­шие гли­ня­ные миски с остат­ка­ми жерт­вен­ной пищи.

В боль­шин­стве слу­ча­ев в усы­паль­ни­цах ле­жа­ло ору­жие. Брон­зо­вые трех­ло­паст­ные на­ко­неч­ни­ки стрел, же­лез­ные копья и дро­ти­ки, то­по­ры – все то, что по­мо­га­ло ски­фам ре­шать во­про­сы без­опас­но­сти. Во­ору­же­ние на­хо­ди­ли даже в жен­ских по­гре­бе­ни­ях.

Часто в под­зем­ных усы­паль­ни­цах или у входа в них  встре­ча­лись остан­ки собак. Судя по ко­стям, со­ба­ки были до­воль­но боль­ши­ми.   

Неко­то­рые ар­те­фак­ты про­ник­ли в скиф­ские гроб­ни­цы в ре­зуль­та­те об­ме­на с фра­кий­ца­ми и кель­та­ми. На­при­мер, эта брон­зо­вая фи­бу­ла (за­стеж­ка для одеж­ды).  

Пред­ме­ты, об­на­ру­жен­ные в за­хо­ро­не­ни­ях некро­по­ля, поз­во­ли­ли ис­сле­до­ва­те­лям сде­лать важ­ное от­кры­тие - скиф­ская степ­ная куль­ту­ра в Под­не­стро­вье су­ще­ство­ва­ла непре­рыв­но в III—II вв. до н. э., про­дол­жая тра­ди­ции пред­ше­ству­ю­щей скиф­ской куль­ту­ры ре­ги­о­на. Ра­бо­та над си­сте­ма­ти­за­ци­ей на­хо­док и их ана­лиз занял че­ты­ре года. Толь­ко в 2016 году все ма­те­ри­а­лы рас­ко­пок и ин­тер­пре­та­ция дан­ных были опуб­ли­ко­ва­ны в пред­став­лен­ной на­ка­нуне мо­но­гра­фии. Объем ин­фор­ма­ции огро­мен - он смог по­ме­стить­ся на 1096 стра­ни­цах. Ин­те­рес к из­да­нию сразу же про­яви­ли на­уч­ные цен­тры Рос­сии, Укра­и­ны и стран Ев­ро­пы. Из 200 эк­зем­пля­ров ти­ра­жа 170 уже за­про­ше­ны уни­вер­си­те­та­ми и биб­лио­те­ка­ми мира.

В по­след­ние годы при­дне­стров­ские ар­хео­ло­ги тесно со­труд­ни­ча­ют с кол­ле­га­ми из-за ру­бе­жа. Учё­ные из стран СНГ и ЕС на­зы­ва­ют При­дне­стро­вье «ар­хео­ло­ги­че­ским Клон­дай­ком», кон­такт­ной зоной, где пе­ре­се­ка­ют­ся древ­ние куль­ту­ры за­па­да и во­сто­ка.  Между тем, еже­год­но в ре­зуль­та­те раз­лич­ных зем­ля­ных работ в рес­пуб­ли­ке уни­что­жа­ет­ся около 150 па­мят­ни­ков ис­то­рии. Спе­ци­а­ли­сты го­во­рят, что закон «Об охране па­мят­ни­ков куль­тур­но­го на­сле­дия», равно как и по­ло­же­ние «Об ис­то­ри­ко-куль­тур­ной экс­пер­ти­зе», не ра­бо­та­ют в долж­ной мере.

Алек­сандр Ко­рец­кий

Прикрепления:

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Block content

Вопрос священнику



Священник Московской патриархии РПЦ Дмитрий Ненароков



Copyright MyCorp © 2024 МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО