Это лишь небольшая часть свидетельств жизнеустройства запорожского товарищества. Но та слава, которую за собой утвердили запорожские казаки привлекала в Запорожскую Сечь многих искателей доблести и чести разных национальностей, в т.ч. и иностранных рыцарей. Эта казачья слава будет греметь на весь мир и от запорожских казаков перейдет к великорусским казакам Черноморья, Дона и Волги. В начале ХХ-го века германский император Вильгельм II, являясь ярким поклонником идей рыцарства, назовет казачество единственным сохранившемся рыцарством в мире. Французский император Наполеон I скажет, что будь у меня только 10 тысяч казаков, я завоюю весь мир. Как не кажется удивительным, но в среде казачества было много представителей разных национальностей, включая и смешанные браки, особенно на Кавказе, Черноморье и в Сибири. Это лишний раз показывает то, что охраняя своею сакральную составляющую, настоящее и постоянно живое казачество никогда не замыкалось только в одной великоросской или малоросской нации, но было многонациональным на протяжении всех последующих веков. В большей же своей части казачество состояло из национальностей, имеющих один корень происхождения – скифо-сарматский. К таким национальностям стоит отнести: великороссов, малороссов и белороссов; алан (осетин); черкесов, адыгов (язигов) и близких им абхазов (абазов); черкесов (кабардинцев), авар. Интересным для нашего исследования может служить исторический факт, а именно начало периода вхождения Аварского ханства в состав Российской Империи (1803г.). Однако, первоначально, царская администрация допустила целый ряд серьёзных ошибок и просчётов. Тяжёлые поборы и подати, экспроприация земель, вырубка лесных угодий, строительство крепостей, повсеместные притеснения вызвали недовольство народа, прежде всего его наиболее свободолюбивой и воинственной части — «узденьства» (то есть «свободных общинников»), никогда прежде не живших под подобного рода правлением. Все сторонники России ими были объявлены «безбожниками» и «предателями», а царская администрация «проводниками рабского строя - унизительного и оскорбительного для истинных мусульман». В Дагестане под узденями разумеется обширное сословие свободных людей, живших или самостоятельными общинами, или находившихся в подчинении различных владетелей на правах подданства. В очерке "Дагестанские предания и суеверия", мы читаем: "Уздень" происходит от "уз"- сам и предлога "день"- из. Таким образом, "уздень" означает "тот, кто живёт сам по себе. Единственное отличие от кумыкской версии, это "уз" вместо "оз", т.к. на кумыкском "озден" то же "сам по себе", "независимый". У алан (осетин) под словом "уздень" (в переводе с осетинского: "благородный", "знатный", "сильный") исстари разумели представителей высшего сословия, наделяемых за службу поместьями и крестьянами. Иногда узденей даже приравнивали к князьям и алдарам. Характерно что и Осетия - Алания имеет свое название от собственного имени алан (роксолан), потомков сарматов и от определения «Земля воинов» (Страна воинов), подчеркивая через слово «Ос» (оз) принадлежность к воинскому народу-сословию. Принципы управления и военной демократии у северокавказской группы народов – потомков сарматов, пройдя через эволюцию, сохранились в своей корневой основе и по сей день. Вот что по этому поводу в 1821 году писал генерал-майор Осип Львович Дебу: «Общий Кабардинский совет, или круг, имеет в себе нечто важное и примечания достойное; но желательно, чтобы цель сих собраний более устремлена была к общей их пользе. Всякое предложение, какого бы то роду ни было, происходит от владельцев, по мнению одного, двух или многих старших летами из оных, вследствие чего повещают Узденям и старшинам собраться. Прибыв в назначенное место, разделяются по степеням, а именно: владельцы, уздени и народные старшины, каждый род особенно. Владельцы, условясь между собою, предлагают о каком-либо деле Узденям; сии, разбирая пользу или вред предлагаемого (и всегда почти соглашаясь с волею владельцев, у коих состоят в непосредственной зависимости), представляют общее уже заключение обоих сословий на мнение народу, который называют подданными. Глас простого народа решает уже законодательное положение; ему предоставляется принять или отвергнуть предложение владельцев, хотя бы на оное согласны были Уздени. Положение народное имеет силу закона». Точно такой же принцип общежительства и подход в управлении был, как мы видим, у новгородцев, северных казаков – ушкуйников, запорожских и великоросских казаков. И если сегодня ставить глобально вопрос об истоках демократической формы управления у народов мира, то российские народы будут стоять на первейшем месте. Нравы и обычаи у казаков и у черкесов очень близки. У того же О. Дебу написано следующее: «Доколе нравы Кабардинского народа не испортились, они подобны были во многом древним Лакедемонским. Рыцарство составляет еще предмет славы каждого, и роскошь не вкралась поныне в сердца сего народа. Золото и сребро ставят они почти ни во что; напротив того, всякие доспехи и оружие считают всего драгоценнее. — Пища их одинакова повсюду, и если у них нет, как у Спартанцев, публичных столов, то в сходство с ними каждое семейство, от прадеда до позднего поколения, живет нераздельно и употребляет пищу из одного котла: отчего народ сей не говорит, сколько семей или дворов, но сколько котлов. При рождении, младенца не погружают в воду, но оставляют на воздухе одни сутки без всякого призрения; по прошествии года подают ему оружие и что-нибудь скудельное: если он примет первое, то отцы и все семейства празднуют. При воспитании приучают их быть смелыми, бодрыми, живыми и проворными. По прошествии же семи лет учат его владеть конем, стрелять из лука и ружья. Для сего, как выше сказано, отцы отдают детей своих на воспитание другим, дабы не допустить юность вкусить негу, могущую произойти от природной родительской к детям горячности». Если исследовать основные народы, населяющие современное Российское государство, то в большинстве случаев мы будем видеть единый корень происхождения не только традиций и обычаев, форму управления и методы хозяйствования, но интеграционные процессы, укрепившие взаимосвязь разделившихся народов в единое сообщающееся целое. И казачество сыграло в этом наиглавнейшую роль, выступив «историческим цементом». В этом нас может убеждать то, что в рядах российского современного казачества мы видим огромное представительство многих славных народов нашего Отечества: великороссов, малороссов, белорусов, осетин, калмыков, башкир, якут, татар-кряшен, армян, абхазов, гайдуков-черногорцев, угров, черкесов, адыгов, кабардинцев и прочие народы. И такого многонационального и многоконфесионального и в тоже время единого организма, скрепленного общими принципами и идеалами, кроме казачества никто не достигал. И это происходило не в последние 200 лет (из которых 70 лет казачество было подвержено жестоким репрессиям), а на протяжении гораздо более продолжительного времени. Вот один из примеров, которым может служить следующий факт. В 1723 году полковник Захаров провел перепись яицких (уральских) казаков. Всего их оказалось (без жен и детей) 3595 человек, подавляющее большинство в войске было выходцами из Северной Руси, Москвы, Владимира и Рязани, а также 54 из донцов, 51 из поляков, 17 запорожцев, 7 мордвинов, 4 шведа, 2 немца, 2 турка, 1 итальянец, 1 черемис (мариец) и 1 чухонец (эстонец). Это лишь малая часть свидетельств, которые удалось выявить автору при исследовании. Но, безусловно, хочется отметить то, что казачество обладало и обладает мощной идеей и неизменными демократическими принципами устройства отношений в своей среде. Это привлекало и будет привлекать к казачеству все больше и больше людей разных национальностей и вероисповеданий, ищущих для себя справедливого устройства общества, чести, достоинства и благосостояния. Сам феномен казачества заключен в том, что это многонациональное и, частью, многоконфессиональное братство, сочетающее в своей основе кодекс православного рыцарства, демократическое управление и справедливое общежительство, божественно направленно на обеспечение духовной и военной безопасности и гармоничного развития человека и общества. Объективно казачество – исторически сложившаяся общность людей, обладающая мощной способностью к самоорганизации, существовавшая в различные времена то в виде отдельного народа преимущественно христианского вероисповедания, обитавшего на рубеже леса и степи, ведущего кочевой и полукочевой образ жизни и существовавшего, в основном, за счет военной добычи; то в виде некоего подобия духовно-рыцарских орденов и свободных республик средневековья, являясь мощным фактором на политической арене, которое порой вопреки всякой, на первый взгляд, логике, смело меняло государственные границы и расшатывало государственные устои сопредельных государств, с военной мощью и силой которого были вынуждены считаться соседние правители; то в виде специфического воинского сословия (населения) на приграничных землях (как правило – с воинственными, агрессивно настроенными по отношению к России азиатскими народами), служившее одновременно фактором военной защиты и гражданской колонизации осваиваемых земель; то в виде особой части населения Российской Империи, имеющего особую воинскую выучку, способность к мгновенной мобилизации, ведущее экономически крепкое, стабильное, независимое, рентабельное хозяйство с использованием различных форм собственности. Отличительными чертами казака были: высоко развитое чувство личного достоинства, личной свободы, глубокой ответственности за судьбу Отечества, своего войска, станицы, семьи; хозяйственность, воинские навыки, дисциплина, любовь к родной земле, почитание обычаев и заветов предков. Понимание «свободы» носило глубоко христианский смысл – свобода не есть своеволие, а осознанное добровольное служение России – Престолу Пресвятой Богородицы, воинская защита ее от врага внешнего и внутреннего. Вместе с тем, основной массе казачества всегда было присуще чувство некоего «местного сепаратизма», определенного превосходства (а порой – и пренебрежения), осознания собственной «отличности» от остального населения Российской Империи («панов» (дворян) и «мужиков» — крестьян, рабочих, купцов и прочих «иногородних»). Революция и гражданская война 1917 – 1922 гг., разрушили исторически сложившуюся систему казачьих войск Российской Империи, а казачье население в основной своей массе подверглось репрессиям за отказ от признания «достижений» Советской власти. Более удручающим для казачества стало его внутреннее противостояние: «казачья гражданская война», требующая от ныне живущих казачьих родов подведения итогов длящейся Гражданской войны и перехода к устройству государства с военно-демократическими традициями ариев-казаков.
|