Пятница, 19.04.2024, 23:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Категории каналов

Памяти бойцов 1 казачьего отряда Вышеградской бригады Армии Республики Сербской в Восточной Боснии  

Главная » 2012 » Ноябрь » 30 » Казачество, как уникальное явление в истории российского государства
20:21
Казачество, как уникальное явление в истории российского государства
Имя-слово «казак», как смысл и социальная идея.

         

    Кто такие казаки и что такое казачество...? Ответ на этот вопрос, подобен вопросу – откуда пошла Русь? Однако, без приблизительного понимания термина «казак», «казачество», исследовать столь интереснейший социальный институт общества представляется достаточно сложно.

                                                                                                                                                                         Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

(А.С. Пушкин)[1]

     Как писал инок Андроник   (профессор А.Ф.Лосев, из донских казаков), "само греческое выражение  (EIS ONOMA или EN ONOMAK) доказывает, что имя является определенным местопребыванием божественных энергий и что погружение в него и пребывание в нем всякого тварного бытия приводит к просветлению и спасению последнего". Поэтому понятие имени – казак, его логоса - смысла и энергии, который он несёт в себе, дает возможность объективного понимания роли казачества в героической истории и великого будущего нашего народа, замысла Бога о судьбе России и казачества.

     В своей статье «Где прародина казачества?» Т.Литвиненко высказывает свою версию происхождения слова «казак».  Она считает, что слово «казак» неразрывно связано со словом «конь», и формированием сословия конников (всадников), как социального класса. Проводя исследование, Литвиненко приводит как пример общеенисейское название лошади –qus, происходящее от индоевропейского слова ekos: «Термин «КОС (КОЗ)», первоначально обозначавший коня, стал родоначальником (корневой основой) целого гнезда однокоренных слов. И самое первейшее слово в этом ряду – КОЗАК (косак)! Тот, кто ездит НА КОНЕ и кто является его ХОЗяином. Укрощение и одомашнивание быков, а затем и лошадей выдвинуло мужчину на первое место в племени. Он стал патриархом, главой и организатором хозяйства (козатвы). Соответственно, он был собственником козатвы, то бишь казаком». 

      Далее, в своей работе Т.Литвиненко утверждает, что санскрит демонстрирует языковую близость с русским языком: «Санскритский суффикс –тв соответствует русскому – ств в словах собирательного и обобщающего значения». Так же по словам Литвиненко суффикс –ак, присутствовавший еще в санскрите, характеризует имущественное положение конкретного лица или социального класса.

    Выводы Т.Литвиненко подтверждаются исследованиями С. Богомолова, сделанного им в середине XIX-го века: «Казаки еще назывались нарицательным именем Гуннов (от Кунь – Конь – Kunig,) из которого у иностранцев образовалось собственное Hun, Chun, Chunni ....», далее у того же С. Богомолова: «…Газ, Хаз, Аз, Каз[2], нужно производить не от Гази, ибо Гази само производное, но или от Арабского Гайсп =Гасп (Конь), или что гораздо вернее от Куртинского Хасп[3] тоже конь,  что Хаз или Газ означало в древности  как и ныне Коня, а оттуда Конника, Конязя, Князя, я основываюсь вот на чем».

    Интересное наблюдение мы можем увидеть у Н.Карамзина: «Слово Конязь родилось едва-ли не от Коня… всякий хозяин коня назывался князем, nobilis capitaneus et princeps[4]».

    Происхождение слов господство, государь, государство, как у Литвиненко, так и у Богомолова неразрывно связано со словом конь, конник, князь (конязь). Богомоловым делаются следующие выводы: «Наши слова Господь или Господин происходят от Армяно-Азиатского Хас-пед[5] или Гас-пед, и правильно должны писаться как выговариваются т.е. Гасподь, Гаспадин.     Из Гас и сударь (судья) состоит наше слово Государь».

     По Литвиненко «быстрая степная лошадь» у иранцев называлась хаспа, а обобщающее - хаспо-тв-о (табун хасп), из чего она делает вывод о происхождении понятия господство.

    Стоит также отметить сделанное Литвиненко наблюдение: «У славян, иранцев и германцев, которые в составе неразделенного этноса проживали на Урале и в Сибире примерно 6-2 тыс. до н.э., бог Солнца существовал в образе главного для них домашнего животного – коня и носил имя ХОРС (хорош-ий, крас-ивый). Англичане, будучи консервативными, бережно сохранили в своем языке это древнее слово индоевропейцев. У них «конь» и поныне - HORSE (произносится по-древнему: HOS)».

     Литвиненко, также как Богомолов в своих исследованиях затрагивает один из важнейших вопросов, а именно происхождение и формирование воинского (позднее дворянского) сословия, имеющих одни и те же истоки. Вот что она пишет: «…на санскрите, самом близком к русскому древнем языке, «бык» звучит как «багу» (бхагу), откуда и взялось слово «бахутва» (богатство). На древнеиранском «бык», а также и «бог» - «бага».  А на башкирском (тюрском) – «бога» или «буга». Вот откуда произошло наше слово «Бог»! В глубокой древности быку поклонялись как богу, его статуи отливали из золота (золотой телец!). Культ быка был распространен повсеместно, проник он и на Ближний восток, в переднюю Азию и Египет. Но чтобы сделать быка домашним животным, надо было его укротить, «взять быка за рога»! Это было задачей воинов-торов или отыров. Вообще бог воинов у скандинавов, например, звался - Тор[6], у кельтов – Таранис, воин у народов коми и манси – отыр… Так вот: воины, укротившие быков, носили названия: у славян – бог-отыр (богатырь)[7], у иранцев и монголов – баг-адур (багадур), у тюрок – баа-тыр (батыр), у осетин – беттыр, у испанцев – мат-адор, пик-адор, торе-адор… В более ранний период истории воина-укротителя называли: КОС-АТЫР (по-индийски: кош-атыр, кша-тыр – кшатрий). Таким образом кшатрии составили в индоиранском обществе касту воинов. А у ираноариев такой кастой были казаки».

      Вышеприведенное исследование отечественных историков и этимологов показывает нам тысячелетнюю историю формирования воинского сословия, к которому можно отнести кшатриев Руси – казаков, как дошедших до нас потомков древней воинской касты индоариев, их участие в государственном строительстве многих наций. Это лишний раз указывает на тот факт, что Россия имеет те условия справедливого общежительства, которые необходимы для сохранения древних самобытных культур народов, не размывая их в пространстве и времени. И уж точно видно, что казачество – это не группа беглых крестьян или шайка разбойников, как часто нам преподносили горе-историки, но этнокультурная группа, создавшая из своей профессиональной деятельности культуру, традиции и принципы социального и военного управления.



[1] В 1829 г. А.С. Пушкин «принят в сословие донского казачества Таганрогского округа».

 

[2] С.Богомолов. «Ныне Каз у Персов значит гусь, под эти же именем были известны Русские Персам, а потому при появлении Русских за Кавказом в начале текущего столетия (19-го века – автор) Персы говорили: 2Если не помогли эти Гусям (т.е. Русским Каз-ам Грузины, то мы бы их передушили».

[3] С Богомолов: «Каспийское море получило свое название от Хаспов, т.е. от Конязей – живших по берегу моря от Гилана до Волги Alb-aniи и Гуннии (земле Конников) и известных у одних под собственным свои именем: Оросов, Аорсов, Арселов, Урусов, Rhosсов…»

[4] Н. Карамзин. История Государства Российского. Т 1. Стр.75

[5] Хас-пед (армянск.) – начальник над Хас-ататутюнами (Хас-патаками), дословно Конно-Начальник по крови от Владетельных особ. Хас-ататутюны – титул армянских Конников при Армянском царя Аршаке (прибл. 118 лет до Р.Х.), обозначавший свободородных и благородных, не происходивших от крови Владетельных особ.

[6] Торки – самоназвание племени Придонья и Приазовья, - предки казаков по Карамзину.

[7] Из былины о богатыре Илья Муромец и Калин царь нам знакомы синонимы казак и богатырь: «Ах ты, старые казак Илья Муромец…»


Р. Леньшин


Прикрепления:

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Block content

Вопрос священнику



Священник Московской патриархии РПЦ Дмитрий Ненароков



Copyright MyCorp © 2024 МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО