Самоуправление вольных казачьих обществ. Издревле в казачьей среде господствовало представление о равенстве казаков между собой. На царскую грамоту, приглашавшую в 1638 г. прислать в Москву «лучших» казаков к царю «для всяких государевых дел», Донское войско отвечало, что «лучших де людей у них на Дону нет, - все меж себя ровны». А когда в 1698 г. Царский посол Нащекин, привезя на Дон подарки, хотел раздавать их казакам по наказу: «лучшим» – хорошие, а рядовым – похуже, казаки ответили ему, что «у них бо́льших нет никого – все ровны, а разделят сами на все войско».
На основе социального равенства была создана специфическая форма управления казачьими обществами – «казачья демократия».
Высшим органом власти в казачьих войсках являлся Войсковой Круг, в котором могли участвовать все казаки, а вопросы решались большинством голосов. Постановления и распоряжения круга чаще всего делались «речами», т.е. без письма и бумаги.
Круг обыкновенно собирался на площади главного городка войска.
Посреди площади, в центре Круга, располагался войсковой атаман... и предлагал на обсуждение Кругу очередные дела: о военных походах и о заключении мира, о переговорах с посланниками и т.д. Впрочем, выносить вопросы на обсуждение Круга мог и всякий из присутствующих. Изложив суть дела, атаман (или по его поручению есаул) спрашивал собрание: «Любо ли вам, атаманы-молодцы?» Присутствующие отвечали «Любо!», и простое большинство решало вопрос. Чаще всего Круг приходил к единодушным решениям. До драк и приведения несговорчивого меньшинства к согласию «физическими мерами» дело доходило только в чрезвычайно редких случаях.
Ежегодно на Круге выбирались войсковой атаман, в руках которого была сосредоточена вся исполнительная власть; войсковой есаул, наблюдавший за порядком в войске и за исполнением постановлений Войскового круга; войсковой хорунжий или знаменщик, который хранил войсковую хоругвь (знамя) и выносил ее в Круг перед лицом атамана или же брал на свое попечение во время походов; войск
...
Читать дальше »