22:03 Заседание Совета по межнациональным отношениям | |
22 октября 2013 года, 19:10 Уфа
В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги! Наша встреча посвящена вопросам реализации государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации. Для большинства российских регионов характерно этнокультурное и религиозное многообразие, это хорошо известно, и мы обсудим, что делается на местах для обеспечения межнационального мира и согласия. У нас уже установилась хорошая традиция проводить заседания нашего Совета в регионах Российской Федерации. Сегодня мы собрались в Уфе, где отмечается 225-летие указа императрицы Екатерины II, которым было учреждено духовное собрание магометанского закона. Такое решение способствовало самоорганизации мусульманского сообщества России и, конечно же, его плодотворному развитию ради служения обществу и нашей стране. Это событие сыграло заметную, очень важную роль в укреплении российской государственности, внесло свой вклад в создание общего духовного и культурного пространства, в формирование объединяющих нас ценностей и традиций. И наш долг – хранить это уникальное наследие, поддерживать межнациональное согласие, достойно и грамотно отвечать на новые современные вызовы и проблемы. Коллеги, на первом заседании Совета мы определили конкретные направления совместной работы. Они были учтены в Стратегии государственной национальной политики до 2025 года, которая утверждена в декабре 2012 года. Правительством был принят план её реализации на 2013–2015 годы, а также программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России", в рамках которой предусмотрено финансирование региональных программ. При этом впервые для решения национальных вопросов был использован так называемый программно-целевой метод. Это была инициатива членов нашего совета, предложенная на нашей встрече в Саранске. Она реализована в документах, которые были только что мною названы. Сейчас особенно значимы активные содержательные усилия на местах, стремление региональных и муниципальных властей на деле обеспечить выполнение новой Стратегии государственной национальной политики – разумеется, с учётом специфики и особенностей территорий. Однако, надо прямо об этом сказать, работа пока разворачивается медленно: планы реализации федеральной Стратегии составили только девять регионов Российской Федерации. Повторю, речь идёт лишь о планах, о первых необходимых мерах, а если проанализировать конкретную работу, то картина, видимо, будет ещё более удручающей. Что касается собственных стратегических документов, то их приняли в 21 субъекте Федерации. Но и здесь не всё так, как хотелось бы: большинство документов явно устарело. У нас федеративное государство. Мы, как правило, рекомендуем регионам составить планы или разработать свои документы, дополняющие федеральные. Однако напомню, что в Конституции России прописано, что федеративное устройство основано на единстве системы государственной власти, а это предполагает согласованность и координацию действий всех уровней власти при решении общенациональных задач. К ним, безусловно, относятся и межнациональные отношения. Это один из самых важных, сложных и один из самых чувствительных вопросов, требующий нашего общего повышенного внимания. При этом нужно помнить, что раздоры на почве межнациональных отношений, как правило, зарождаются именно на местах, – там, где их и нужно заблаговременно блокировать. Руководители на местах, к сожалению, часто предпочитают кабинетную работу, пользы от которой или никакой, или очень мало, особенно если не достучаться до соответствующих руководителей. В Бирюлёво, например, вы знаете, недовольство жителей накапливалось годами. Обращения были и в полицию, и в местную управу, и к руководству округа. Зачем нужна власть, если она не хочет знать ситуацию такой, какая она есть на местах, не принимает никаких мер и не слышит людей? Всё это приводит к тяжёлым конфликтам, в том числе на национальной и религиозной почве, приводит к попыткам решать эти конфликты неправовыми методами. Недопустимо также попустительство незаконным действиям приезжих, которые нарушают миграционное законодательство, совершают правонарушения. Это тоже очевидно, я об этом уже неоднократно говорил. Подчеркну ещё раз, каждая территория, рынок, дом – это сфера ответственности конкретного человека, конкретного руководителя, собственника предприятия или чиновника. И самоустраняться от этой ответственности недопустимо ни для кого. На днях палатами Федерального Собрания принят закон об определении полномочий региональных и муниципальных властей и их ответственности за возникновение межнациональных конфликтов, вплоть до отправки в отставку руководителей, которые не смогли предотвратить конфликт. Закон подписан. Как уже отмечал на нашем Совете в Саранске, зачастую такие конфликты возникают на бытовой почве. И эти столкновения, если в них оказались втянуты люди разных национальностей, моментально используются экстремистскими, радикальными объединениями, конкретными людьми для нагнетания межэтнической напряжённости и, разумеется, для достижения своих узкокорыстных политических целей. А средства массовой информации, итернет-сообщество часто подхватывают и тиражируют именно раскрученную национальную версию или помогают тем, кто хочет раскрутить эту национальную версию и трактовку конфликта, и тем самым сознательно или просто по глупости, в силу низкой профессиональной квалификации ещё больше усугубляют ситуацию. Убеждён, что большинства таких конфликтов можно было бы избежать, если бы власть на местах прислушивалась к запросам и мнению людей, справедливо и оперативно решала возникающие проблемы. Повторю, разовые, "пожарные" меры по предупреждению межнациональных конфликтов неэффективны. Нужны современные системные методы и подходы, которые отражены в новой Стратегии государственной национальной политики. И она начнёт работать в полную силу только тогда, когда будет востребована в регионах, станет реальным руководством к действию, к кропотливой, системной работе по укреплению межнационального согласия. Подчеркну, региональные планы реализации Стратегии национальной политики должны быть содержательными, отражать потребности, отражать специфику каждой конкретной территории. Пустое бумаготворчество вообще-то никому не нужно никогда, а в данном случае просто вредно. Необходимо также создать в регионах на единой методологической основе систему мониторинга межнациональных отношений, оценки рисков, мер предупреждения возможных конфликтов. Здесь важна роль научного и экспертного сообщества. По моему поручению уже создан научный центр, обеспечивающий мониторинг межнациональных отношений на Юге России и в регионах Приволжского федерального округа. Считаю, что во всех регионах нужно использовать богатейший потенциал нашей академической школы, быть в диалоге с институтами гражданского общества, с национально-культурными объединениями. Ещё раз прошу своих представителей в федеральных округах не просто отслеживать и контролировать ситуацию – нужно помогать региональной и муниципальной власти анализировать положение дел в межнациональной сфере и вместе с ними решать сложные проблемы, если они возникают. Особое внимание надо уделить кадровым вопросам. На должности заместителей глав регионов, ответственных за межнациональные отношения, должны назначаться люди, обладающие современными знаниями в этой сфере, способные сформировать коллектив грамотных управленцев, наладить прямой диалог с людьми, общественными объединениями. Всё это требует и особых личных качеств, и глубоких профессиональных навыков. Давайте, уважаемые коллеги, обсудим, какие конкретные меры надо предпринять для подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих, работающих в сфере национальных отношений, в области миграционной политики. Тенденция последних лет – возрастающая напряжённость в отношениях между местным населением и мигрантами, причём как внешними, так и внутренними. Сегодня вопросы адаптации и интеграции мигрантов решаются Федеральной миграционной службой и Минрегионом. Но надо признать, что позитивных изменений здесь пока немного. Вместе с тем полагаю, надо активнее работать на местах. Возможно, стоит подумать о составлении трудовых карт, определяющих потребности субъектов Федерации в дополнительной рабочей силе, но главное внимание уделять социальной адаптации мигрантов, создавать для этого необходимые условия. Такие центры адаптации организованы в Тамбове и Оренбурге, и, по предварительной оценке экспертов, они могут дать хороший результат. И в заключение о предложении учредить ежегодную общероссийскую общественную премию "За вклад в укрепление единства российской нации". Думаю, что это будет хорошим стимулом для тех, чья деятельность связана с такой ответственной и очень чувствительной сферой, как межнациональные отношения. Давайте приступим к работе. Позвольте предоставить слово Слюняеву Игорю Николаевичу, Министру регионального развития Российской Федерации. Пожалуйста, Игорь Николаевич. И.СЛЮНЯЕВ: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! За полтора года с момента принятия Указа Президента № 602 "Об обеспечении межнационального согласия" сформированы основные инструменты реализации государственной национальной политики. В декабре 2012 года утверждена Стратегия государственной национальной политики до 2025 года, которая определила ключевую национальную идею – формирование единой гражданской нации. Благодаря Стратегии в сфере национальной политики возникли внятные цели и задачи, сложилась стройная система управления. Сегодня главными ее элементами являются Президентский совет по межнациональным отношениям, профильные подразделения Администрации Президента и Правительства Российской Федерации, Межведомственная рабочая группа под руководством [Заместителя Председателя Правительства] Дмитрия Николаевича Козака, Министерство регионального развития (как уполномоченный орган) и органы в субъектах Федерации. На региональном уровне уполномоченные органы власти – это консультативные советы по межнациональным и межконфессиональным отношениям, объединяющие национальные культурные автономии и институты гражданского общества. Следующим шагом стало полноценное участие органов местного самоуправления в выработке и реализации решений в области межнациональных отношений и ответственность за состояние в этой сфере. Соответствующий закон (с поправками в ФЗ-131) подписан сегодня Президентом Российской Федерации. Утвержден план мероприятий по реализации Стратегии на 2013-2015 годы, появилась федеральная целевая программа "Укрепление российской нации" на 2014-2016 годы. Бюджет программы небольшой, всего 6,8 миллиарда рублей, но он позволил совместно с субъектами Федерации начать работу над наполнением региональных программ конкретными мероприятиями, и что особенно важно – профинансировать их из федерального бюджета. Ряд субъектов Федерации уже демонстрируют положительные примеры практической работы. В их числе Оренбургская, Белгородская и Костромская области, Республика Мордовия, другие регионы России. На фоне активного социально-экономического развития России в этих регионах практически нет конфликтов на межэтнической почве. Анализ показывает, что в основе успеха всегда совокупность факторов: совместная работа региональных и местных органов власти, правоохранительных органов по мониторингу и ранней профилактике межнациональных конфликтов, активная работа в вузах и общеобразовательных школах, постоянное взаимодействие с национальными культурными автономиями и представителями религиозных организаций, наличие стройной системы управления сферой межнациональных отношений, продуманная экономическая и миграционная политика, разумное квотирование и расселение, контроль за организацией занятости трудовых мигрантов. В благополучных регионах активно практикуются культурно-просветительские меры, однако они скорее дополняют общую работу, но ни в коей мере ее не подменяют. Разработка и внедрение комплексного подхода в вопросах национальной политики – единственный ключ к успеху. В рамках реализации федеральной целевой программы мы выстраиваем полноценную систему действий, которая позволит перейти от мероприятий "пожарного" толка в области межнациональных отношений к логичной и последовательной и, что важно, повседневной работе. Что для этого необходимо. Первое – мониторинг, раннее предупреждение и выявление возможных конфликтов. На федеральном уровне в основу автоматизированной информационной системы войдут социологические опросы, исследования СМИ и социальных сетей, ведомственная информация, данные экспертных, общественных и религиозных организаций. Региональный уровень станет логичным продолжением этих мер. Благодаря такому мониторингу мы получим набор точек межэтнической напряженности и миграционной активности, который поможет сформировать прогнозы и позволит вырабатывать правильные решения. Одним из элементов системы мониторинга станут региональные колл-центры по приему информации о конфликтных и предкофликтных ситуациях. Эти центры будут функционировать на базе одного из телефонов служб спасения, а при поступлении сигнала будут определять ответственных исполнителей от УВД до профильных подразделений региональных и федеральных органов власти. Регламент оперативного реагирования четко определит порядок взаимодействия и порядок действия всех должностных лиц. Оперативное реагирование и ответственность должны стать ключевыми элементами такого регламента. Координацию работы по предотвращению межнациональных конфликтов можно возложить на межведомственные комиссии при главах субъектов Федерации, которые созданы уже во многих регионах России. Там где они не созданы, такие комиссии необходимо сформировать. В качестве аналога можно привести вертикально интегрированную систему противодействия терроризму, верхним звеном которой является Национальный антитеррористический комитет, а логическим продолжением выступают антитеррористические комиссии при главах субъектов Федерации и главах местного самоуправления. Второе – работа со СМИ и реализация комплексной информационной кампании. Межэтнические конфликты часто раздуваются и подогреваются средствами массовой информации. Требуется комплексная работа и жесткая ответственность за распространение ложной информации на федеральном и региональном уровне. ФЦП предусматривает поддержку медийных проектов, направленных на укрепление гражданского единства, создание специализированных рубрик и тематических передач на телевидении и радио, посвященных этнокультурным проблемам, более активное присутствие в социальных сетях, нацеливает регионы на образовательные мероприятия по распространению знаний о народах России, воспитание чувства ответственности за судьбу страны, формированию гражданского патриотизма и противодействие всякого рода фальсификациям, в том числе и фальсификациям нашей истории. Третье – грантовая поддержка общественных инициатив. И четвертое – непрерывное повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, в компетенции которых находятся вопросы межнациональных отношений. Минрегион России совместно с Академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте России разрабатывают специальные программы повышения квалификации и переподготовки кадров. Уважаемый Владимир Владимирович! В Российской Федерации разработаны 45 региональных программ в дополнение к стратегиям и планам мероприятий по их реализации в области межнациональных отношений. Ряд из них можно охарактеризовать как удачные, однако большинство не соответствует ни предъявляемым требованиям, ни указанным приоритетам. Это не смотря на то, что в сентябре текущего года Минрегион подготовил методические рекомендации по разработке региональных программ по укреплению единства российской нации и утвердил эти рекомендации приказом. Многие субъекты Российской Федерации не успели преступить к этой работе и предлагают продлить сроки. Просил бы своих коллег, глав субъектов Российской Федерации закончить разработку таких программ, а Минрегион в свою очередь обратился бы в Правительство с просьбой продлить конкурс по отбору лучших программ до 20 декабря текущего года. Хотел бы несколько слов сказать еще об одной проблеме. В последние годы в общественном сознании смешались понятия "соотечественники" и "мигранты". Мобильным внутренним трудовым ресурсам мы придумали специальное определение – внутренняя миграция, тем самым "привязав" или приравняв граждан Российской Федерации к мигрантам или переселенцам. Конечно, временами возникает напряженность во взаимоотношениях наших сограждан, но эти проблемы не имеют ничего общего с проблемами нелегальной иммиграции и натурализации внешних мигрантов. Корень этого зла скорее в снижении общего уровня культуры, духовности, взаимного уважения и веротерпимости. Мы забыли о том, что нравственный человек заканчивается раньше, чем начинается человек законопослушный. Деструктивные силы пытаются внедрить в общественное сознание идею о том, что в основе межнациональных конфликтов всегда стоят конфликты межконфессиональные. Такая идеология для многонациональной России чужда и неприемлема. Российское государство с самого начала формировалось как многонациональное, роль традиционных конфессий в воспитании гражданина и общества неизменна и незаменима. Однако слова "культура" и "культ" этимологически связаны, это однокоренные слова. Перефразировав формулу лучшего справедливого государства, предложенную Иваном Александровичем Ильиным, [можно сказать]: церковь, мечеть, синагога – воспитывают, власть – правит, народ – творит. Сегодня мы переживаем важнейший этап формирования государственной идеологии, поэтому излишний пафос общественного договора и механическое восприятие государственности в состоянии подорвать авторитет власти и даже ее дух и добрую репутацию. Градус общественных настроений напрямую зависит от самочувствия русского народа. Мы справедливо уделяем много внимания Северному Кавказу, Дальнему Востоку, коренным малочисленным народам Севера, однако тема русского народа в наших программных документах и целевых установках присутствует недостаточно. Пришло время подумать о программах развития Центральной России, Поволжья, зоны Нечерноземья. Уважаемый Владимир Владимирович! События в Бирюлеве наглядно показали, как мало требуется для того, чтобы заполыхал пожар межнациональных конфликтов. Это был конфликт не русских с азербайджанцами, это была реакция людей на бездействия местной власти, на коррупцию в правоохранительной сфере и на повсеместное попирание закона. Анклав, своего рода резервация нелегальных мигрантов формировался в Бирюлеве не один день, и даже не один год. На протяжении всего этого времени люди сталкивались с равнодушием властей и применением практики двойных стандартов. Сегодня для государства важно системно подойти к решению таких проблем, мы должны не только взять под особый контроль места концентрации мигрантов, но и принять меры по совершенствованию работы правоохранительных органов и миграционных служб, формированию экономических барьеров для притока нелегальных мигрантов. Учитывая, что на органы местного самоуправления возложена ответственность за состояние межнациональных отношений, важно предоставить им возможность в согласовании трудовых квот для мигрантов и делегировать полномочия по контролю за работодателями, которые используют труд иностранной рабочей силы. У меня все, спасибо. В.ПУТИН: Спасибо большое. Уважаемые коллеги, у нас хотели бы выступить Соколов Александр Валентинович, Мартенс Генрих Генрихович, Журавлев Алексей Александрович, Зорин Владимир Юрьевич, Шевченко Максим Леонардович и в конце Чайка Юрий Яковлевич. Давайте без докладов и без выступлений. Я постараюсь предоставить слово по возможности большому количеству присутствующих. Давайте просто в свободном режиме поговорим без докладов. Мне кажется, это будет живее и интереснее. Хорошо? Пожалуйста, просто руку поднимайте – я буду предоставлять слово. Прошу, Николай Карлович [Сванидзе]. Н.СВАНИДЗЕ: Спасибо, Владимир Владимирович. Я поскольку никакого доклада, отдельного выступления не готовил, просто с Вашего позволения поделюсь своими соображениями по предмету. А соображения таковы. По мотивам того, что произошло в Бирюлево, в частности, потому что сейчас уйти от этого, наверно, никак нельзя, у меня ощущение, что началось нечто похожее на антимигрантскую истерику в стране. Между тем, как сказал в свое время профессор Преображенский у Булгакова: "Разруха не в сортирах, разруха в головах". На мой взгляд, наша национальная проблема состоит не в мигрантах, она состоит во взаимоотношениях между гражданами нашей страны, прежде всего, разного этнического происхождения и вероисповедания. И здесь, честно говоря, у радикальных националистов, с одной стороны, и у террористов, у людей, которые стоят, скажем, за вчерашним взрывом волгоградского автобуса, как это вам ни кажется парадоксальным, цели одни и те же: эти цели – взорвать национальный мир в нашей стране, ухудшить, обострить межнациональные отношения. Ведь ситуация на самом деле какова? Об этом сказал сейчас Игорь Николаевич, мне кажется. Я именно так понял, эту часть его выступления. Очень тяжелая социальная атмосфера, особенно в спальных районах больших городов. Очень высокий уровень социального раздражения, особенно среди молодежи. И этот уровень довольно умело и цинично канализируется профессиональными людьми, которые имеют, как правило, радикальную националистическую идеологию, канализируется в сторону межнационального неприятия. То есть, иначе говоря, социальная злоба трансформируется искусственно в злобу национальную, направляется соответствующим образом. Это, на мой взгляд, очень опасно и может иметь очень далеко идущие последствия. Я согласен с тем, что не нужны никакие изменения в том, что касается визового режима. Я считаю, что это только ухудшит межнациональную ситуацию, усилит коррупционный фон и не приведет ни к каким позитивным результатам. Считаю, что здесь нужны меры разнообразного характера. Прежде всего, усиление влияния местного самоуправления, выборного на муниципальном уровне. На мой взгляд, это очень позитивно повлияет на национальную обстановку на местах. Второе, то, что говорилось о средствах массовой информации, и сейчас об этом тоже сказал Игорь Николаевич. Поддержка медийных проектов – это правильно. Но что мы сейчас имеем? Давайте посмотрим на это объективно. Мы имеем достаточно настильную, массовую, идущую уже долгие годы имперскую пропаганду. Имперская пропаганда может восприниматься как пропаганда патриотическая, как пропаганда славного прошлого нашей страны, но при этом она в большей степени способствует усилению националистических настроений, нежели патриотических. Мне кажется, что нужно изменить вектор нашей государственной политики, нашей государственной пропаганды в сторону национальной терпимости, в сторону готовности людей разного этнического происхождения, вероисповедания, внешности, языка, культуры жить вместе друг с другом в одной стране, в стране под названием Россия. Вы знаете, мы можем по-разному относиться к Соединенным Штатам, в частности к их внешней политике. Но что касается внутренней, там меньше полувека назад в южных штатах были таблички "Только для белых" – в общественном транспорте, национальных парках. Сейчас там Президент африканского происхождения. Это планомерная политика, жесткая государственная политика, которая велась десятилетиями и достигла определенного успеха. Это фильмы, мы говорим о Голливуде, популярные фильмы, в которых если это детективы, то действуют два полицейских, один из которых – белый, другой – черный и этот черный – хороший, а если он плохой, то рядом десять черных – хороших. Это очень жесткое отношение закона к любому проявлению национализма, в том числе в анекдотах, фольклоре, где угодно. У нас мы не видим в средствах массовой информации, в кинематографе пропаганды, еще раз повторяю, совместного проживания представителей разных национальностей, разных культур – этого у нас нет, этого у нас нет абсолютно. Таким образом, у нас нет фактически пропаганды нормальных, терпимых межнациональных отношений. То, что касается мигрантов, где у нас программы, где у нас фильмы, в которых мы бы говорили о том, что мигранты – это не всегда абсолютное зло? Мы вроде бы как это с вами понимаем, что нам без них не обойтись, что нашей экономике без них не обойтись, что нам жить с мигрантами легальными, правильными, что не они виноваты в том, что происходит, виновата дикая коррупция, и они, приезжая в нашу страну, тоже становятся жертвами этой коррупции. Но у нас никакого позитива в том, что касается мигрантов, нет. Поэтому мы воспитываем отношение к мигрантам абсолютно негативное. Мы воспитываем национализм, а потом сами заигрываем на самом разном властном уровне с радикальными националистическими организациями и радикальными националистами, считая, что они и есть глас народа. Но глас народа соответствующим образом формируется. Если народу объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, и объяснять грамотно и планомерно, то народ не дурак, и он это поймет. Таким образом, мы идем на поводу сами у плодов нашей собственной пропаганды. Спасибо большое. <...> В.ПУТИН: Уважаемые коллеги, будем заканчивать. Хочу вас поблагодарить за совместную работу, за дискуссию Что бы хотел сказать в завершение. Не буду вступать в полемику с некоторыми участниками нашей встречи, хотя, действительно, хотелось бы поспорить. Но мы собрались не для того, чтобы поспорить, а для того, чтобы послушать друг друга и реализовать те предложения, которые вы формулируете, в практической работе и президентских структур, и Правительства Российской Федерации. Тема, которой мы занимаемся, крайне важна не только для нас – практически для всех развитых стран. Вы знаете, насколько серьёзными эти проблемы являются и в Европе, и в Северной Америке, и в других частях света. Некоторые наши коллеги в Европе говорят о провале своей национальной политики за последнее десятилетие. Мы не то что говорить – мы даже подумать об этом не имеем права, потому что у нас многонациональная страна. Сегодня я встречался с лидерами мусульманского духовенства и об этом уже говорил неоднократно: наши мусульмане, российские, – это наши граждане, у них другой Родины нет. И так можно сказать обо всех народах, проживающих на территории Российской Федерации, потому что это самая большая, но всё-таки часть нашей бывшей единой большой Родины – Советского Союза, и здесь есть и проблемы из-за того, что мы складывались как многонациональное и многоконфессиональное государство, но есть, безусловно, и свои огромные плюсы. Поэтому мы должны опираться на всё хорошее, всё позитивное, что было наработано в последние десятилетия, и опираться как раз на эти плюсы и преимущества многонациональной, многоконфессиональной страны, которая должна создавать устойчивую базу развития. Разумеется, есть проблемы, и проблемы достаточно острые. К сожалению, надо сказать, что сегодня мы имеем дело с неумением и подчас нежеланием навести порядок и грамотно решать вопросы. С неумением – потому что раньше мы с такими проблемами не сталкивались никогда, жили в едином большом государстве, не было никаких границ. Теперь границы образовались, другие государства образовались. Визового режима нет. И вопрос в том, что, если мы его введём (можно об этом подумать), будет ли лучше. Тоже проблемный вопрос: та коррупция, о которой здесь справедливо говорили, может переместиться с рынков на границу. Вопрос в грамотном, правильном и жёстком администрировании проблем, о которых мы сегодня говорим. Здесь, безусловно, нельзя не согласиться с теми коллегами, которые говорят о том, что нужно совершенствовать трудовое законодательство. Совершенно верно, ведь в значительной степени то, что мы сейчас наблюдаем, это, извините за моветон, отрыжка дикого капитализма, это примерно то же самое, что залоговые аукционы в сфере собственности когда-то. Использование дешёвого труда мигрантов – это проблема экономического, прежде всего, характера. Но, безусловно, и здесь, если наводить порядок жёстко, последовательно, цивилизованно, разумеется, – можно и нужно добиться результата. Не думаю, что у нас есть какие-то непреодолимые проблемы. Они все решаемы. Но их решать нужно, нужно над этим думать, формулировать предложения. Ради этого мы с вами и собираемся. Хочу вас действительно искренне поблагодарить за ваше участие не только в сегодняшнем нашем заседании, но и за участие в том смысле, что вы думаете над этими проблемами, ищете решения и предлагаете их. Наверное, не все могут быть реализованы, но мы их тщательно проанализируем, отсортируем, и то, что реализуемо, будем внедрять в практическую жизнь. Спасибо большое. ВЫСТУПЛЕНИЕ А.В. Соколова на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям на тему: "Об организации управления, правовом и кадровом обеспечении государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации" г. Уфа, 22 октября 2013 г. Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Российское государство изначально формировалось как уникальное сообщество представителей разных этнических общностей, исповедующих различные религии. Согласие между представителями разных народов и конфессий является одним из важнейших условий существования и стабильного развития нашего государства, важнейшим фактором национальной безопасности. При этом люди сталкиваются с проблемами межкультурного общения не на макроуровне государства, нации, а в конкретном месте своего проживания - городе, поселке, районе, на рынке, в метро, около своего дома. А это зона ответственности региональных и муниципальных органов власти. В наш Совет от всех исполнительных органов власти регионов поступили материалы, которые отражают опыт в области управления межнациональными отношениями. Обобщая их, можно сделать следующие выводы. На уровне субъектов Российской Федерации ведется работа по законодательному и организационному обеспечению национальной политики. Однако в структуре региональных органов исполнительной власти далеко не везде созданы соответствующие подразделения и консультативные совещательные органы по межнациональным и межконфессиональным отношениям. Только ряд регионов имеет свои программы по межнациональной политике. Следует отметить, что внимание регионов к теме межнациональных отношений резко повысилось в связи широким обсуждением и Принятием Стратегии государственной национальной политики. Она послужила серьезным катализатором в организации работы на местах. Но мы только в начале пути. Я не буду утомлять присутствующих перечислениями фактов этой работы, они есть в справочных материалах. Хочу лишь отметить, что региональные структуры в этой сфере очень разные, разный уровень их кадрового, ресурсного обеспечения. Разное понимание и задач, которые перед ними стоят. Лучше всего обстоит дело с обеспечением сохранения национальных языков, объектов культурно-исторического наследия, народных промыслов и ремёсел, развития этнокультуры. Этот уровень понимания проблемы соответствовал 90-м, началу 2000-х годов. Хуже с работой по формированию национальной российской общности, предотвращением и урегулированием конфликтов, адаптацией мигрантов. Сегодня же условия нарастающей глобализации и рост социально-экономической диспропорции мегаполисов и "окраин" объективно стимулируют внутреннюю и внешнюю миграцию, меняют привычный этнический состав населения. И этот процесс будет только нарастать. Эти изменения воспринимаются населением крайне обостренно, часто, как угрозы. При этом региональные органы власти зачастую не могут предложить оперативного разрешения существующих проблем, их работа не носит предупреждающего характера, а является реакцией на происходящие события. Население, зачастую, не воспринимает органы государственной власти и правоохранительную систему как институты, способные их защитить. Это важнейший современный вызов для нашего общества, и мы должны дать на него ответ соответствующими действиями - изменениями в сфере управления - структурными и в подготовке кадров для этой работы, на уровне законодательного и ресурсного обеспечения этой политики, создания условий для активизации структур гражданского общества в деле формирования единой российской нации. Все правильные слова по этому поводу уже сказаны. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Вас, Владимир Владимирович за Ваши предвыборные статьи по межнациональным вопросам и о евразийской интеграции. Они были электоральноневыйгрышными, но характеризовали вас именно как Государственного деятеля, защитника интересов России, как великой державы. Спасибо и за позицию о нецелесообразности введения виз для стран СНГ. Тем более визы ничего не решают, а лишь способствуют потере связей с миллионами наших соотечественников и вытеснению России на постсоветском пространстве нашими конкурентами. Заметьте, что если год назад главным вопросом межнациональных отношений был Кавказ, то сейчас сформирован новый образ врага - таджикский строитель и узбекский дворник. Случайно ли это совпало с Вашей статьей об евразийской интеграции и эмоциональным ответом на нее госпожи Клинтон - "мы не дадим России возродить СССР"? Думаю не случайно. Для регулирования въезда в страну достаточно меры, которая Вами уже объявлена - загранпаспорта. Итак, о правильных делах: Во-первых. И у органов власти на местах должно быть достаточно полномочий и ресурсов, чтобы поддерживать межнациональное согласие. Подписанный Вами, Владимир Владимирович, закон о наделении региональных и местных органов власти дополнительными полномочиями в сфере межнациональных отношений очень своевременный. Это означает повышение ответственности их должностных лиц, но требует внесения соответствующих изменений в законодательство субъектов Российской Федерации. Напомню, что законопроект был подготовлен и внесен в Государственную Думу членами нашего Совета в соответствии с Вашим поручением по итогам заседания Совета в Саранске. Надо отметить, что законодательное обеспечение в России в данной сфере находится на приемлемом уровне. У нас есть уже дорогостоящий компьютер, только мы на нем все в тетрис играем. Поэтому надо научить людей пользоваться имеющимися инструментами. Как показывает опыт, на уровне регионов и муниципальных образований не всегда удаётся обеспечить подготовку квалифицированных специалистов нужного качества. Есть просто вопиющие случаи невежества. Неоднократно слышу вопрос "А с Дагестаном у нас безвизовое?", а задержание в С-Петербурге гражданина России с паспортом, выданным в Тыве? Полицейские не знали о таком субъекте РФ. Одним из решений может стать расширение курсов по подготовке и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих в области межнациональных отношений. Мы предлагаем в течение 2014-2015 годов организовать такие курсы для 2500 специалистов регионального и муниципального уровня. Аналогичная программа должна быть принята в МВД, возможно необходима программа повышения квалификации для журналистов. Однозначно нужны спецкурсы в базовом образовании для будущих госслужащих, работников силовых структур и журналистов. Думаю, есть необходимость и для подготовки специалистов по специальности "этнополитика" на базе МГУ, СПГУ и федеральных университетов. Кроме того, считаем правильным проведение еще до конца текущего года на федеральном уровне семинара-совещания заместителей глав регионов, ответственных за сферу межнациональных отношений, на котором поставить задачи и определить обязательные направления совместной работы. При этом координация работы регионов не может ограничиваться лишь совещаниями. Она должна происходить постоянно. Мне кажется, что эта задача по плечу именно президентским структурам. В этой связи приведу пример Приволжского федерального округа, где в соответствии с Вашим поручением сейчас создается окружная система координации реализации государственной этноконфессиональной политики, сформирован окружной экспертный центр, создается система оперативного реагирования на конфликтные ситуации. Это не снимает ответственности с федеральных органов исполнительной власти. Мне кажется, что тема межнациональных отношений, несмотря на принятие федеральной целевой программы, сейчас недостаточно организационно оформлена. Она должна стать приоритетной в Министерстве регионального развития наравне, а может и более, чем ЖКХ и строительство. Формирование гражданской нации должно стать обязательным направлением работы и Минкультуры, и Минобрнауки, и Росмолодежи. Теперь о роли институтов гражданского общества в системе межнациональных отношений. Многие чиновники на местах недопонимают важности этой роли. Нацию составляют граждане, а не население. Население же постоянно ищет опору в родственных, клановых, этнических общностях. Гражданин - член общества, умеющий пользоваться правами по участию в реальном управлении своей жизнью, жизнью своего поселения, города, региона. Отсюда вывод о необходимости системной поддержки социальных практик региональной властью: участия в деятельности общественных объединений и гражданских инициатив, организация участия граждан в системе общественного контроля, общественные дискуссии и коллективное принятие решений по актуальной для страны повестке дня. Особенно это касается молодежи и ее организаций. В ФЦП нашло отражение - молодежное направление. Лагеря "Патриот" и "Диалог", "Многонациональная Россия". Владимир Владимирович, нужен Ваш сигнал для молодого поколения в обозначении значимости этой работы. Посетите одно из этих событий. Кроме того для детей и молодежи нужны специальные региональные программы по знакомству с Родиной. Каждый молодой человек должен побывать в Москве, Санкт-Петербурге, на Кавказе, Урале и Сибири. Нужны и специальные стимулирующие меры для общественных институтов в сфере формирования российской нации. Мы поддерживаем инициативу учреждения ежегодной премии "За вклад в укрепление единства российской нации" для работников культуры, науки и образования, общественных и государственных деятелей. Ещё одним важным решением может стать создание фонда "Российская нация", который бы содействовал поиску и продвижению лучших практик в области формирования культуры межнациональных отношений, сплочения наших граждан на основе российского национального единства. Выступление Ара Абрамяна на Совете при Президенте по межнациональным отношениям, темой которого стала реализация государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации 22 октября в Уфе под председательством Президента РФ В.В.Путина состоялось заседание Совета при Президенте по межнациональным отношениям, на котором обсудили вопросы совершенствования региональных законодательных баз, систем кадрового обеспечения, этнологического мониторинга, социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов. В заседании приняли участие руководители федеральных органов государственной власти, общероссийских национально-культурных объединений, научных и экспертных сообществ. В работе заседания принял участие президент Союза армян России. Ниже приводим текст его выступления: Многоуважаемый г-н Президент! Уважаемые коллеги! Укрепление межнационального согласия и мира в обществе остается одной из важнейших составляющих национальной политики и динамичного развития российского государства. В последнее время мы стали вновь свидетелями проявлений межэтнической напряженности в г. Москве в связи с печально известными событиями в районе Бирюлево. Убийство человека всегда является трагедией и преступлением, а убийство, сопряженное с национальным вопросом, создает предпосылки к эскалации напряженности в обществе. И в данном случае мы видим, что достаточно небольшого повода и искра межэтнической неприязни может обернуться очередной трагедией. Что же делать для снижения накала межнациональной напряженности? Этот вопрос в равной степени беспокоит и рядовых граждан, и общественные объединения, и органы власти. Чтобы изменить ситуацию, конечно же, надо знать причины. Трудовая миграция и межэтнические отношения. На наш взгляд, многие современные издержки в сфере межэтнических отношений напрямую связаны с социально-экономической ситуацией в стране в целом и в ее отдельных регионах в частности. Экономические трудности, с одной стороны, и неоправданная концентрация трудовых ресурсов (включая внутренних и внешних мигрантов) – с другой, нередко порождают противоречия в обществе, становятся причиной этнокультурной напряженности, способствуют очередным правонарушениям на национальной основе, где формальным поводом выступают бытовые проблемы. В этой связи необходимо более эффективно регулировать миграционные процессы, повысить ответственность исполнительных органов власти, правоохранительных структур и бизнеса за нарушения в сфере трудовой миграции. Важно наполнить новым содержанием деятельность общественных объединений (в том числе этнических организаций) в сфере координации вопросов, связанных с пребыванием, размещением, культурной и правовой адаптацией мигрантов. В частности, предлагаем активно использовать принцип государственно-частного партнерства в сфере трудовой миграции в плане строительства трудовых лагерей (общежитий) для размещения мигрантов и контроля за их пребыванием. Усилиями САР и представителей бизнеса мы готовы реализовать такой пилотный проект в г. Москве и Краснодарском крае применительно к армянским трудовым мигрантам. Проект предполагает по согласованию с региональными властями строительство трудовых общежитий, совместно с аппаратом президента и правительством Армении отбор квалифицированных специалистов и разнорабочих в соответствии с экономическими запросами названных субъектов Российской Федерации, их приглашение, размещение, содействие в культурной и правовой адаптации, исключение случаев национальной обособленности, контроль за пребыванием и выездом мигрантов. Идеологическая политика и национальный вопрос. Межэтническая напряженность в обществе нередко становится следствием неэффективности идеологической политики государства. Не зря в народе говорят, что не хлебом единым жив человек. Можно принимать или не принимать коммунистическую или капиталистическую идеологию, но нельзя отказаться от идеологии социальной справедливости. Состояние транзитного общества, снижение принципов социальной справедливости, возведение в культ идеи материального обогащения и денег порождает искажение фундаментального русского принципа соборности, коллективности. Культ денег приводит к развитию искаженного представления об индивидуальности, а в отношении социальных групп (включая этнических) такое положение способствует к росту идеи исключительности, обособления и недоверия. Если раньше для нашего общества являлась нормой идея дружбы народов, то в последние два десятилетия постсоветского времени представители идеологического цеха то и дело говорят о несостоятельности данной традиции и целесообразности ее замены на толерантность, то есть терпимость. Однако такая постановка идеологической работы вступает в противоречие с многовековыми традициями российского государства, поскольку в России вместе с государствообразующим русским народом проживают и другие многочисленные коренные народы, а многие этнические общины в прошлом являлись частью целого российского и советского государства. На наш взгляд, важно модернизировать идеологическую работу в масштабах государства, в системе высшей государственной исполнительной власти (Администрации Президента России) и региональных органов власти (в аппаратах губернаторов) следует создать ответственный институт в сфере идеологической политики. Нередко мы принимаем очень правильные документы и законы, но дисциплина их исполнения оставляет желать лучшего. Необходимо прописанную в новой Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. идею дружбы народов сделать нормой нашей жизни. В этом направлении важно также повысить уровень российского патриотизма наших граждан через систему эффективной идеологической политики, включающую СМИ, кинемотограф, документалистику, художественную и историческую литературу. Нам необходимы коллективные объединяющие программы, нацеленные на единство российского народа, формирование единой политической нации. СМИ и национальный вопрос.Бесспорно, немаловажную роль в снижении межэтнической напряженности в обществе и укреплении правопорядка играют отечественные средства массовой информации. Профессиональная деятельность журналиста, правильная редакционная политика и ответственность владельцев СМИ могут стимулировать снижение накала межэтнической напряженности. Как правило, мнение о газете и (или) журнале формируется посредством ознакомления с публикациями журналистов. Однако это всего лишь профессиональная деятельность наемного работника, политика же СМИ определяется не рядовым корреспондентом, и даже не редактором, а частным владельцем. В то же время интересы бизнеса нередко приводят к появлению провокационных статей по межнациональным отношениям, что повышает прибыльность издания, но снижает стабильность в обществе. Нельзя исключить и наличие умысла в распространение политически вредных публикаций, что связано с нанесением ущерба безопасности государства. Здесь важно определить степень профессиональной и финансовой ответственности и журналиста, и редакции, и владельца. СМИ – это важный участок идеологической работы, поскольку посредством агитации, пропаганды и организации формируется общественное мнение, и общество ориентируется на те или другие ценности. Четвертая власть должна быть непросто профессионально квалифицированным институтом, но и политически ответственным. Общественные объединения и национальный вопрос. Состояние межэтнических отношений является отражением общественных процессов. Появление гражданских институтов призвано способствовать и нормализации межнациональных отношений. В последние годы благодаря ответственной политики государственного руководства и объективным запросам общества в нашей стране стал формироваться эффективный институциональный механизм взаимодействия государства и общества. Образование Общественной палаты Российской Федерации и ее последующая деятельность является основой данного механизма. Однако деятельность ряда общественных институтов в сфере межэтнических отношений нередко осуществляется бессистемно, многие этнические организации часто обозначают свои внутренние проблемы, стараются защитить права своих общин. И это справедливо. Вместе с тем, каждая российская этническая общественная организация, на мой взгляд, обязана способствовать укреплению межнационального доверия и согласия, через систему совместных этнокультурных мероприятий и периодического диалога повышать атмосферу взаимного уважения и дружбы народов. Нам необходим некий единый политический концепт сотрудничества, с одной стороны, между общественными объединениями, а с другой – гражданскими институтами с органами власти. Следует сделать обязательным уставным положением и нормой практической деятельности гражданских институтов содействие укреплению гражданского мира и политической стабильности в обществе. Воспитание молодежи и национальный вопрос. Без активного вовлечения молодежи в реализацию национальной политики мы не сможем обеспечить достойную преемственность в данном вопросе и благополучие общества. К сожалению, в нашем обществе сегодня нет политически ответственной массовой общественной структуры, которая занималась бы воспитанием молодежи и подрастающего поколения. Комсомола не стало, а новой организации не создали, отсутствие которой породило вакуум, молодежь оказалась предоставлена сама себе. Отсюда порождение агрессии и издержки политического воспитания. Работа с молодежью должна стать важнейшим направлением государственной политики, частью деятельности многочисленных общественных объединений (включая этнических) и в конечном итоге привести к образованию новой, принятой самой молодежью всероссийской молодежной организации. Этническая преступность и межэтническая напряженность. Преступность всегда является антисоциальным явлением и порождает напряженность между потерпевшим и обвиняемым. Но когда потерпевшим становится общество (или его часть), то степень такого антисоциального явления кратно увеличивается. Конечно, преступность имеет разные проявления и разную шкалу ответственности, определяемые моральными и уголовными нормами. Касательно этнической преступности речь может вестись, с одной стороны, об объединенных криминальных сообществах, организованных на этнической основе, а с другой – о преступлениях и правонарушениях, где формальным и фактическим основанием становится национальная основа – обида, оскорбление, неприязнь и т.д. В первом случае организованная этническая преступность порождается причинами материальной наживы и злоупотреблениями в этой сфере, экономической нестабильностью и уровнем коррупции. Раскрытие таких экономически вредных сообществ и их правовая ответственность является долгом и честью правоохранительных органов. Но их разоблачение не может стать причиной межэтнического недоверия. Во втором случае отдельные правонарушения и преступления на этнической основе являются более распространенными и наиболее общественно опасными. Сам факт их совершение нередко порождает жаркие дискуссии в обществе, приводит к появлению вредных провокационных публикаций в СМИ, к межнациональным обидам, создает ситуацию недоверия и нетерпимости, осложняется случаями массовых беспорядков и погромов. В основе таких деяний лежат проблемы миграции, низкого уровня культурной и правовой адаптации, патологической ненависти и агрессивности отдельных представителей молодежи, оскорбления и обиды на национальной почве, бытовое хулиганство, сложные по последствиям ДТП и т.д. Мы нередко в подобных ситуациях становимся свидетелями формирования общественного мнения в пользу нетерпимости по отношению не просто к преступности, а к национальности преступника. А этого нельзя допустить, потому что работает не закон и правосознание, а синдром толпы и национализм. В плане снижения уровня этнических правонарушений полагаем важность партнерства между государством и обществом через механизм сотрудничества правоохранительных органов и общественных объединений, где должна повышаться роль профилактики с участием гражданских институтов. Нам необходимо работать на опережение, исключать элементы недоверия через открытость и диалог. Так, усилиями региональных отделений "Союза армян России" постоянно проводится воспитательная работа с представителями армянской общины. Эффективное сотрудничество с правоохранительными органами и местными администрациями (например, в г. Сочи) позволяет исключить межнациональную окраску в правонарушениях, совершенных на бытовой почве. Правоприменительная дисциплина и межнациональные отношения. Укрепление законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации напрямую зависит от степени правоприменительной дисциплины. Там, где не работает закон, мы получаем проблемы вседозволенности, правового беспредела, громкие резонансные дела, очередную эскалацию межэтнической напряженности, а это приводит к снижению уровня доверия к власти. Изучение положительного зарубежного опыта в этой сфере позволяет отметить, что в тех же США верховенство закона и равенство перед законом независимо от статуса и происхождения является фундаментом внутриполитической стабильности и гражданского мира. Власть закона укрепляет доверие к власти, особенно в сфере межнациональных отношений. Необходимо повысить уровень исполнения законов и эффективность деятельности правоохранительных органов. Совершенствование координирующей функции органов власти. С образованием Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям мы приобрели новый механизм выработки и реализации государственной национальной политики. Опыт функционирования Совета показал правильность принятого решения, политическую важность данного вопроса для укрепления российского государства, а также ставит новые вопросы по совершенствованию координирующей функции настоящего института. Повестки заседания Совета отражают динамику происходящих явлений в сфере межнациональных отношений, жизнь постоянно ставит новые вопросы, в обществе идут дискуссии, появляются предложения, которые следует изучить, систематизировать и трансформировать в эффективные решения. Выработка политических технологий, "дорожной карты" согласованного поведения органов власти и общества требует совершенствования рабочего механизма нашего Совета. В этой связи полагаем целесообразным рассмотреть возможность создания при Совете постоянно действующего "круглого стола" с участием членов Совета, приглашением квалифицированных экспертов, представителей правоохранительных органов и общественных объединений для регулярного обсуждения актуальных проблем в сфере межэтнических отношений и укрепления правопорядка, выработки эффективного механизма, некой "дорожной карты" совместной деятельности Полагаю, что наши предложения будут способствовать укреплению правопорядка и законности в сфере межнациональных отношений, а также гражданского мира и согласия в обществе. Спасибо за внимание. Член Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, президент "Союза армян России" А.А. Абрамян Источник: http://dmsnpiro.mos.ru/news/show/id801 | |
|
Всего комментариев: 0 | |