01:04 Олег Валецкий о войнах на Балканах, их причинах и о русских добровольцах. ЧАСТЬ I | |
Предлагаем вашему вниманию интервью с Олегом Валецким, в котором он ответил на вопросы главного редактора ИА "Русские Новости" Ярослава Мошкова. http://ru-news.ru/art_desc.php?aid=9041 Олег Валецкий - автор книг и многочисленных публикаций по истории, теории и практике боевых действий в бывшей Югославии. Участник боевых действий войны на Балканах: в Боснии и Герцеговине (Войско Республики Сербской) в 1993-95 гг., в Косово и Метохии (Войско Югославии) в 1999 г., в Македонии (ВС Македонии) в 2001 г. Имеет четыре боевых ранения. С сентября 1996 года по апрель 2008 года работал в организациях занимающимися разминированием на территориях бывшей Югославии, Ирака и Афганистана.
Расскажите о том, как Вы оказались на балканской войне. Я с 1991 участвовал в возрождении казачества и так познакомился в Москве с казаками уже воевавшими в Боснии. Был там атаман Виктор З., через которого и включился в группу казаков, ехавших в отряд казаков, уже находившихся в Вышеграде с декабря 1992 года. Какой для Вас была эта война? Для Вас она осталась в прошлом или не хочет отпускать себя? Да тут сложный вопрос, в общем-то, было интересно. Что касается - отпускает или нет, то я не принадлежу к людям, ностальгирующим по прошлому. Что было, то было, да и жалеть о том, во что вошел добровольно и сознательно - глупо. Для меня все это в прошлом, поэтому и не участвую в различных местных ветеранских мероприятиях. Другое дело, что память о той войне я пытаюсь сохранить в своих книгах и статьях. Так же считаю, что большое дело было то, что в Вышеграде в 2011 году на военном кладбище при церкви в Вышеграде поставлен памятник русским добровольцам, в чем я имел возможность оказать свою посильную, пусть и небольшую, помощь.
Вы написали большую книгу под названием "Югославская война", в которой делитесь воспоминаниями и военным опытом. Это Ваша единственная на данный момент книга? Нет, вот еще: "Волки Белые (Сербский дневник русского добровольца 1993-1999 годов)" (Издательский дом "Грифон" - Москва. 2006 год), "Новая стратегия США и НАТО и ее влияние на развитие зарубежных систем вооружения и боеприпасов" (Издательство "Арктика", Москва 2008 год), "Минное оружие. Вопросы минирования и разминирования" (Издательство: Крафт+, 2009 г.), "Югославская война 1991-1995" (Издательство "Крафт+", Москва 2011 год). В каких странах и регионах помимо Боснии Вы принимали участие в военных конфликтах? После Боснии добровольцем повоевал в Косово в составе армии Югославии в 1999, а в 2001 году пригласили инструктором в вооруженные силы Македонии, воевавшие против албанских боевиков. В Македонии был в июле-августе 2001 г. После войны в Боснии началась программа разминирования под контролем ООН, США и ЕС. Саперов набирали из местных, к которым и я уже принадлежал. Фирмы были американские и английские. По этой же линии в 2003 начали набирать практически те же самые американские и британские менеджеры, что контролировали разминирование и людей для охраны в Ираке, а затем в Афганистане. Набирали как сербов, так и мусульман. В 2004 смог уехать и я сначала в Ирак, затем в Афганистан.
Много ли русских добровольцев участвовало в Балканской войне? Расскажите о них. Думаю, в общей сложности, 600-700 человек. Я написал книгу "Белые волки" (название, кстати, не мое) об этом. Что-то добавить не могу, тем более, что держался принципа подробно об именах и фамилиях говорить только о погибших. Список погибших вам предоставил с биографиями.
Единственное, могу добавить о Дмитрии Богачеве - добровольце-казаке, провоевавшего в Сербской Краине в 1993 г., под Сараево в 93-94 и в Косово в 1999 г. и трагически погибшего в Нижнем Новгороде месяц назад.
Помнят ли сербы о подвиге русских добровольцев? Да не особо-то и помнят. Сербы и о своих-то не помнят. Не хочу, что бы мои слова были восприняты в ошибочном контексте, почему и объясню подробно.
Вопреки общераспространенному клише, ныне в сербском обществе во власти - торгаши в худшем понимании этого слова. Эти торгаши могут быть в пиджаках или мундирах, они могут работать в легальном поле или в криминале, у них могут быть миллионные состояния, а могут быть и миллионные долги - сути это не меняет. Для них на первом месте стоит свое эго и, соответственно, материальная выгода, за что они продадут что угодно и кого угодно. Разумеется, те кто в чем-то выделился на войне им не нужен, ибо, лишь себя они видят в качестве "героев" дня и это, кстати, производит невероятное количество "лжегероев". Объяснений этому предостаточно от исторических до политических, но последствия таковы, что в современном сербском обществе и собственные военные герои не нужны, не то что иностранные.
В данном случае можно вспомнить историю древнего Израиля описанную в Ветхом завете, в котором духовные высоты народа соседствовали с его глубочайшими падениями, ибо православные сербы, как и иные христианские народы в прошлом себя и воспринимали как "Новый Израиль" и, очевидно, раз сербы себя считают православными, то таковым Израилем согласно православному же богословию и являются.
При этом, сербское общество даже своей структурой, основанной изначально на родовых связях, соответствует структуре былого Израиля. История сербов, как борьба не за политическую мощь и территорию, а за сохранение Православной веры, так же в наибольшей мере соответствует истории Израиля.
Ныне сербское общество находиться в глубоком кризисе, о причинах которого писать надо слишком много, но бессмысленно ныне отрицать бросающееся в глаза любому иностранцу чрезмерное самомнение сербов, как индивидуальное, так и коллективное, которое доводит многих представителей этого сильного духом народа до потери трезвости рассудка. В силу этого, в отношении политики, общества и религии выносятся оценки поражающие своим абсурдом, тогда как в личном плане те, кто их выносит, отличаются вполне земным здравомыслием.Так же очевидно, что возвращение сербского народы к былым идеалам, основанным на православии, факт чего доказывать все же смысла нет, не в интересах тем силам в мире, которые именуются Новым Мировым порядком. Тем самым, Русские добровольцы – символ единства между двумя православными народами, являются абсолютно ненужным символом в сербской истории, который апологеты тех или иных политических форм данного порядка и стараются стереть. Это им удается благодаря и тому, что на практике далеко не все добровольцы соответствовали такому стандарту.
Вы сказали, что далеко не все русские добровольцы соответствовали символу единства между двумя православными народами. Поясните.
Сам набор добровольцев шел через российскую оппозицию тех времён, а вы помните, что тогда в РФ оппозиции в ее западном понимании не было. В госаппарате были недовольные распадом СССР, и тогда Югославия считалась одним из фронтов борьбы за восстановление СССР.
Конечно, все это продолжалось до октября 1993 года, а потом пошло на спад. Поэтому, условно говоря, если до октября ехали группы или, по крайней мере, планировались отправки таких групп, то после 1993-го года ехать уже было некому.
Вдобавок, сами сербские власти быстро отказались от сотрудничества с российской оппозицией. И как бы сербская власть не проклинала у себя дома Ельцина, но не имела никакого желания подержать его оппозицию - ни националистов, ни коммунистов.
После того как российская оппозиция потеряла возможность организации групп, для чего нужна была поддержка в аппарате, где после октября 93-го подобная поддержка была бы опасна, то сербские власти и не собирались ничего сами сделать. Максимум, что мог сделать в представительстве Республики Сербской тогдашний представитель РС Тодор Дутина - дать деньги на билет по тем или иным рекомендациям нескольким людям, но не более того, да и об этом я не слышал.
Однако, так как отряды возникли и о них писали, то в Боснию потянулись одиночки, и тут были люди разных биографий и способностей, поэтому надо разделять само движение и добровольцев, тем более, что порою попадали лица, абсолютно равнодушные к национальным идеям, да и вообще, к каким либо, идеям.
У Вас четыре ранения, расскажите о том, как Вы их получили. Первое - пуля в бедро, получил под Вишеграде, когда в ходе боя я и один товарищ из Украины - Тимур, пошли в контратаку против противника и оказались у них в тылу. Второе - осколки разрывной пули по спине, когда в группе четников Славко Алексича прорывали линию обороны противника под Тырново в июле 1993 в ходе крупнейшей операции армии боснийских сербов.
Третий раз - осколки ручной гранаты, когда штурмовали траншеи противника под Сараево, в районе Златиште, когда одна граната разорвалась у ноги.
Четвертое - осколки ручной гранаты в ногу и руку, когда штурмовали траншеи противника в районе Нишичи, недалеко от Сараево и перебрасывались гранатами с противником.
Многие ли из русских добровольцев после болевых конфликтов остались в Сербии, а также в Боснии и Герцеговине? В Боснии всего двое и десяток в Сербии. Вы сами остались жить в сербской части Боснии и Герцеговине. Какова обстановка на этих территориях, есть ли ощущения надвигающейся новой войны? Бывают ли локальные конфликты с граничащим мусульманским населением? Босния и Герцеговина - это сознательно созданный международным сообществом источник новых конфликтов, в силу самой ее политической природы. Никакого мирного разграничения в Боснии и Герцеговине не может произойти в принципе, ибо в том же Сараево существует небольшая его часть, находящаяся на территории Республики Сербской, но вместе с тем продолжающая оставаться де-факто частью Сараево, в котором полностью доминируют мусульмане. Надеяться на мирный выход этого Сербского (ныне Восточного) Сараево из Боснии и Герцеговины вместе с Республикой Сербской может лишь человек который не видел того, где это Восточное Сараево находится.
Достаточно сложное положение и в Добое, находящемся в составе Республики Сербской, где произошло 100% возвращение "бошнякских" беженцев (боснийских мусульман), так что на его окраинах они в абсолютном большинстве.
Под Предором в Республике Сербской находится большой поселок Козарац, с абсолютным по численности "бошнякским" населением, который по своим размерам приближается к Предору.
О Сребренице, где так же произошло массовое возвращение "бошняков", можно и не вспоминать, ибо в ней под влиянием "международного сообщества" возвратившиеся боснийские мусульмане фактически вышли из-под контроля власти Республики Сербской.
Соответственно, выход Республики Сербской из Боснии и Герцеговины, который мог бы произойти в случае кризиса финансовой системы Боснии и Герцеговины, полностью зависящей от помощи "международного сообщества", мог бы привести к целому ряду вооруженных столкновений, ибо боснийские мусульмане - "бошняки", это уже не былые югославские мусульмане.
К тому же, политические партии мусульман в Сараево, за исключением "прокоммунистической" СДП Златко Лагумджии, уже имеют опыт по организации массовых националистических демонстраций и не преминут в случае кризиса экономики возглавить массовые демонстрации в Сараево. Иные из них готовы будут подстрекать демонстрантов на нападения на международные организации и на сербов в Восточном Сараево.
Вместе с тем, подобные беспорядки и дестабилизация власти откроют широкое поле деятельности для боснийских сторонников "чистого ислама", которых ныне в СМИ называют "ваххабитами".
| |
|
Всего комментариев: 0 | |