Суббота, 20.04.2024, 07:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Категории каналов

Памяти бойцов 1 казачьего отряда Вышеградской бригады Армии Республики Сербской в Восточной Боснии  

Главная » 2013 » Сентябрь » 23 » Казаки - не "гвардейцы кардинала"
12:18
Казаки - не "гвардейцы кардинала"
Когда в СМИ появилась информация что на атамана Терского казачьего войска (ТКВ) Сергея Клименко было наложено церковное прещение "за раскольническую деятельность", 

люди его знающие были немало ошарашены и изумлены. Еще бы, Сергей Клименко известен, как глубоко верующий, по-настоящему православный человек, верный сын Церкви. Представить, что он ушел к каким ни будь катакомбникам , самосвятам или каким ни будь "хлыстам" попросту невозможно. Однако, как выяснилось, владыка, наложивший на атамана епитимью, трактует понятие "раскольнической деятельности" трактует весьма широко, гораздо шире чем это принято.


Надо сказать, что Терский атаман, начиная с этого лета, является объектом довольно жесткой критики со стороны некоторых представителей администрации Ставропольского края и подконтрольных им СМИ. Известно так же и недовольство им в аппарате полпреда по СКФО. Теперь к этому добавились и прещения от митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла. И есть все основания предполагать что все это недовольство вызвано одним и тем же обстоятельством.

Надо сказать, что ТКВ в отличии, скажем от Кубанского войска не повезло - его отделы находятся в различных Субъектах Федерации Северного Кавказа, не один из которых, в отличии от Краснодарского края, не объявляет приоритетом своей национальной политики возрождение казачества. Более того, практически не выполняются положения федеральных нормативных документов по развитию казачьих обществ. Положение Терского войска нельзя признать благополучным, более того, в некоторых его отделах оно - бедственное.


Когда генерал-майор милиции в отставке Сергей Клименко возглавил ТКВ, он сделал то, что в последствии и было поставлено ему в вину: опираясь на традиционное казачье самоуправление, он пригласил все войсковое сообщество к обсуждению сложившейся ситуации и поиску выхода из сложившейся ситуации.
Именно этому и был посвящен прошедший в городе Лермонтов Ставропольского края 8 июня сход казаков Терского войскового казачьего общества. На нём было принято обращение к Президенту России Владимиру Путину, в котором говориться о том, что президентская программа поддержки российского казачества в СКФО пока не работает, тем самым указания Президента фактически не выполняются, проблемы казаков, а значит и практически всего русского населения руководством СКФО замалчиваются. Также в своем обращении казаки предлагают меры, которые позволили бы качественно улучшить положение русского населения на Северном Кавказе, сократить его отток из региона СКФО, поставить в равные социальные условия с другими народами Кавказа. Стоит отметить, что в принятом обращении казаки не просят деньги, дотации и т.д. По сути дела они в этом документе говорят о необходимости реализации "Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 г.", которая в СКФО не работает, и предлагают возможные пути для этого. Наибольшее возмущение критиков атамана вызвало то, что казаки предложили передать в оперативное управление Войска ряд хозяйственных объектов, созданных в свое время терскими казаками, и находящимися по сей день в государственной собственности (и вызывающий горячий интерес приватизаторов). в том числе Кизлярский коньячный завод, источники минеральной воды.

Надо сказать, что первоначально обращение должно было быть адресовано полпреду Александру Хлопонину, однако ни он, ни его представители не сочли нужным появиться на сходе, и решением казаков письмо было направленно Президенту.


Практически сразу с гневным окриком вице - губернатора Ивана Ковалева, заявившего: "Оставляем на усмотрение самих казаков вопрос о том, кто со стороны Терского войска станет нашим новым партнером в сотрудничестве". Недвусмысленно давая понять, что с нынешним атаманом он дела иметь не желает, несмотря на то, что он является законным представителем войска, избранным казаками. И если они не "одумаются" и не изберут удобного для местных властей атамана, то и на сотрудничество с краевой администрации могут не рассчитывать. Ни федеральные законы, ни воля тысяч казаков для него, видимо значения не имеют.
И видимо не только для него, но и для всей администрации Ставропольского края, которая бойкотировала Войсковой Круг ТКВ, прошедший 14 сентября в Ессентуках. Впрочем не только она - на Круге были только представители руководства Чечни и Северной Осетии.


Зато на казачий форум приехал митрополит Ставрапольский и Невинномысский Кирилл, почему-то решивший поучаствовать в прениях. Тут нужно отметить, что согласно древним казачьим традициям, лицо духовное не имеет на Круге голоса - ни решающего, ни совещательного. Но его присутствие совершенно необходимо, без него Круг состоятся не может, его задача чтобы все происходящее оставалось в рамках христианского благочестия. Если же поведение присутствующих ему не соответствует, священник покидает Круг, и он после этого немедленно должен быть остановлен, решения принимаемые на нем не могут иметь силу. Поэтому казачьи старшины идут за священником, уговаривая его вернуться, и обещая навести порядок. По окончании Круга батюшка читает молитву, благословляя и закрепляя его решения, и если надо приводит к крестному целованию. Попытка же священника вмешаться в работу Круга является серьезным нарушением.
О порядке взаимоотношений казачьей и духовной власти говорят содержащиеся в документах Синода донесения воронежского епископа, в которых он жалуется, что донской Войсковой атаман Алексей Иловайский запрещает ему вмешиваться в духовные дела казачьих приходов, так как причты их определяются с утверждения "казачьего круга и старшин", (то есть священники и дьяконы не могут быть назначены на приход, иначе как с одобрения Круга) и даже набил колодки на протопопа черкасского собора за то, что тот осмелился власть своего архиерея поставить выше "веча", то есть Круга. И, надо сказать, что действия атамана были признаны правомерными.


Вероятно, митрополит Ставропольский и Невинномысский, сравнительно недавно начавший работу с казаками, будучи обременен многочисленными попечениями, еще не успел изучить традиции и обычаи, являющиеся канонами жизни казаков. К которым, знай бы он их, владыка Кирилл, как православный архиерей, несомненно относился с вниманием и уважением, поскольку именно верность отеческим традициям позволяет нам устоять в современном бушующем мире и ответить на его вызовы.
- На мой взгляд, братья казаки, за год ничего серьезного не сделано. В войске безобразия, все переругались... Войсковой атаман и его приближенные принесли в терское казачество авторитаризм и раскол, неуважение к Русской Православной Церкви. Во всяком случае, после схода в Лермонтове, я до сих пор ждал его на разговор. Я звонил ему много раз. И был бы, возможно, другим разговор у нас с ним в моем кабинете. И, может быть, он попросил бы прощения. Он этого не сделал, и даже не позвонил мне. Вместо этого — жесточайший конфликт с аппаратом полномочного представителя президента Российской Федерации в Северо-Кавказском Федеральном округе, высшими должностными лицами всех субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Кавказского Федерального округа, с Синодальным комитетом Русской Православной Церкви. Испорчены отношения и с Советом при президенте РФ по делам казачества..... Молодежную структуру так войско и не учредило, хотя я был сторонником, Спирин Петр это может подтвердить. Сколько сил потратил!...

Если бы в обращении не было прямых выпадов в адрес полномочного представителя президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе, и обращение было бы адресовано председателю совета при президенте РФ по делам казачества, а не президенту страны, то и здесь, несмотря на некоторые абсурдные пункты, все было бы по-другому. Вы же берете на себя государственную службу, и должны четко знать субординацию. Вы также присягаете на Кресте и Евангелии, в том числе «служить вере православной»...

За все те допущенные нарушения, я на сегодняшний день, как архиерей Русской Православной Церкви и председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, накладываю на господина войскового атамана церковную епитимью!"

В документе подписаном митрополитом говорится: «В связи с раскольническими деяниями в Терском войске, возлагаю на вас епитимью (церковное наказание), начиная с 15 сентября 2013 года, и благословляю вам 40 дней нести пост по уставу Великого поста, с чтением Покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу. По окончании епитимьи исповедоваться у войскового священника, и причаститься Святых Христовых Таин. После доложить мне об исполнении епитимьи. Во время исполнении епитимьи вы не имеете права исполнять обязанности войскового атамана, а таковые исполняет первый заместитель или товарищ атамана".

Надо сказать, что выступление митрополита все время прервалось криками и свистом, порой шум зала полностью перекрывал его голос. Никто из присутствующих так и не понял, за что наказывают их войскового атамана.

Очевидцы рассказывали, что многие казаки в зале напряженно и возбужденно обсуждали, что священники стали слишком настойчиво вмешиваться в вопросы, которые могут решать только казаки, что священники стали рычагом воздействия со стороны властей на казачьи общества. Вместо вопросов духовно-нравственного характера, они пытаются диктовать казакам, кого выбирать в атаманы, проводить или не проводить круги, кого исключать, а кого не исключать из обществ.

Я ни сколько не сомневаюсь, что намерения владыки были несомненно благими, что он хотел уврачевать, возникшие вокруг письма Президенту конфликты, но очевидно, несколько увлекшись, вышел за рамки своей компетенции.

Прежде всего, не совсем понятно, почему владыка решил, что он вправе вызывать войскового атамана "на ковер" в свой кабинет для внушений? И отказ от такого "приглашения" это разве "неуважение к Русской Православной Церкви"? Кому, как не архиерею не знать, что когда против Церкви была развязана грязная и разнузданная информационная война, именно казаки, в том числе и терские, первыми встали на защиту святынь. Так в чем же неуважение к Церкви, неужели в том, что войсковой атаман, храня достоинство Войска его избравшего, не побежал по свистку на ковер? Конечно, казаки это - православные христиане, но они не гвардейцы кардинала, не церковные сторожа, не монастырские крестьяне. Терское войско не подчинено Ставропольской метрополии, и владыка Кирилл, при всем уважении к нему, не является начальником войскового атамана. Он возглавляет Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, а не по командованию им.

Спаситель говорил: " «Царство Моё не от мира сего… ныне Царство Моё не отсюда» (Евангелие от Иоанна, 18:36), и Православная Церковь следует этому завету, так что непонятно, ради чего митрополиту Кириллу вместо того, чтобы заниматься духовным окормлением казаков и их воцерковлением, которое по свидетельству самого архиерея явно недостаточно, вмешиваться в административные конфликты? Его ли задача отслеживать порядок обращения казаков в вышестоящие инстанции? Зачем архиерею Божьему так суетится? Властные структуры и так сумеют постоять за себя.

Он обвиняет атамана в "ничегонеделании" , но ведь именно Сергей Клименко прямо заявил, что большинство программ и проектов войска пробуксовывают из-за отсутствия средств и поддержки властей. И обращение к Президенту было ничем иным, как попыткой разорвать порочный круг.

И, интересно, почему обращение казаков к Владимиру Путину, которого они избрали, и которому доверили отстаивать свои интересы, владыка считает недопустимым? Ведь это законное право граждан, в чем же здесь, нарушение присяги и обещания служить вере православной?

И, почему митрополит Кирилл отказывает казакам в праве критиковать, к тому же аргументировано, Александра Хлопонина, человека, который по сути дела должен служить им? Разве это греховное деяние? Ведь и царю челом били на нерадивых воевод и наместников. Разве это не акт гражданского мужества, направленный на укрепление государства?

Владыка обвиняет руководство войска что оно не создало "молодежную структуру", на чем он настаивал. Действительно, формирование "казачьего комсомола", или "казачьих"наших", поощряется владыкой. Однако подобное нововведение абсолютно противоречит важнейшим принципам казачества, где неразрывная связь и взаимодействие всех поколений является одной из основ. Когда сила казачества складывается из энтузиазма и энергии молодежи, опыта зрелого поколения и мудрости казаков. Напомним, что выделить молодежь, отделить ее от старших поколений, от носителей традиции, было одной из главных задач большевиков не только в казачьих станицах, но и в русских селах. Митрополит Кирилл был в свое время настоятелем Благовещенского мужского монастыря, и должен бы знать, что в чужой монастырь со своим уставом не лезут.

И наконец, в чем же именно выразилась "раскольническая деятельность" атамана, за которую на него наложена епитимья: в том что он не пришел в кабинет к владыке, или в том, что он позволил казакам прямо обратиться к Президенту? Было бы очень желательно. если бы владыка разъяснил это казакам. Которые высказывают серьезное сомнение в справедливости и правомерности таких действий.


И даже не обсуждая вопрос о законности такого требования, спросим, разве выполнение своих должностных обязанностей препятствует покаянию по чину Великого поста? Почему же тогда сам архиерей продолжает постом выполнять свои обязанности? Это недоумение необходимо рассеять, а то у многих возникло подозрение, что таким образом законно избранного атамана хотят отстранить от должности. Хотя бы для начала на сорок дней. Людей в этом заинтересованных немало, особенно в краевой администрации.
Хотелось бы особо остановится на результатах выступления владыки.

Надо сказать, что те кто опасается передачи казакам хозяйственных объектов и усиления войска, весьма интенсивно формируют оппозицию атаману, обещая должности и различные преференции. Теперь эта "антиатаманская" партия получила нравственную поддержку и моральное обоснование своим, не слишком красивым устремлениям. Это к вопросу о расколе в войске.

Выступление митрополита было расценено большинством казаков, как неуважение к ним, как посягательства на их священные права, на их традиции и исторический уклад. И что самое страшное - все это проистекало от архиерея, от представителя Церкви, за которую казаки всегда стояли горой. И тут он, в глазах участников круга солидаризировался с теми, кто все последние годы обманывал казаков. А если учесть, что воцерковленность многих из них действительно не велика, то многие из них будут считать происходящее не личностными проблемами владыки, а позицией всей Церкви. Да что говорить, когда некорректное поведение старушки за свечным ларьком иногда отталкивает новопришедших в храм людей на многие годы от Церкви. А тут такое выступление митрополита!
А между тем настоящие раскольники вроде отколовшихся от Зарубежной церкви, "диамидовцев" и им подобные уже давно стараются оторвать казаков от Русской Православной церкви. И подобные поступки - вода на их мельницу.

Конечно, не нам указывать Святейшему Патриарху, но думается происшедшее на кругу должно стать предметом серьезного разбирательства. Поскольку очевидно, что митрополит Кирилл показал полное незнание и непонимание казачьих законов и традиций, проявил вопиющее неуважение к войску, публично унизив избранного казаками атамана, и пытался использовать "духовный" рычаг для решения сугубо административных и политических вопросов. Едва ли после этого он может заниматься налаживанием взаимодействия с казачеством. Думаю что терцам самое время обратиться к Святейшему Патриарху и Синоду, с просьбой дать оценку происшедшему.

Автор: Сергей Горбач


Источник: http://www.rosinfonet.ru/politics/132021

Прикрепления:

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Block content

Вопрос священнику



Священник Московской патриархии РПЦ Дмитрий Ненароков



Copyright MyCorp © 2024 МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО