Ноябрьским вечером в Сокольниках, на бывшей территории Электромеханического завода N1, в девятиэтажном кирпичном доме шла тренировка по рукопашному казачьему бою. Вместо кондиционера в зале открытое в -5°С окно. На стенах две репродукции икон. Пара несущих столбов обмотана войлоком — для отработки удара. За перегородкой стоит дощатый стол и лавки.
На занятии 12 человек: восемь юношей, три девушки, одна из них с мамой — та опоздала, только что натянула камуфляж, но не забыла завязать под подбородком косынку цвета хаки. Фотографировать в зале нельзя.
"Берем нож в руки, разворачиваем лезвием от себя. Делаем пас.
Раз! Два! Три! Пас! Левой ногой оттолкнуться вперед, ножом прорезать все, что у
противника есть — лицо, шею, руку, и вторым ударом остановить. Хорошо. Теперь
новое упражнение. Леха рубит мне пальцы и кисть, я стараюсь этого не допустить.
Кто рубит, рубите со всей силы, кто защищается, защищайтесь со всей силы".
Тренер, принадлежащий к Московской патриархии РПЦ священник Дмитрий
Ненароков, разгоряченный, как и все его ученики, в камуфляже, оборачивается ко
мне: "Обычно мы пользуемся затупленными деревянными. С настоящими ножами
большой травматизм, даже тупые железные ножи прорубают камуфляж, а по ошибке
можно и в горло попасть". Он идет в кладовку и достает оттуда
металлический нож — с виду обычный кухонный: "Он не заточен, но разобьет
мясо только так". Потом Ненароков возвращается в зал: "Вот Леха меня
порезал два раза. Это значит, что жизни мне осталось 30 секунд. Мы потом
вывесим тушу барана, и вы увидите, как от перочинного ножа она будет рушиться,
ребра ломаться".
В зале тренируются инструкторы рукопашного боя — казачьего боевого
искусства. По словам Ненарокова, оно направлено не на спортивные результаты, а
на выполнение приказов и выживание в условиях улицы: "Офицеров и курсантов
мы учим здесь боевому ремеслу, ближнему бою холодным оружием. Холодное оружие —
штатное: нож разведчика, штык-нож, короткий клинок. Это заточенная пехотная
лопатка, любой дрын в руках, пистолет используемый как кастет, мобильный
телефон, взятый в руку". То, что Ненароков преподает на подворье, он
называет русским стилем самозащиты. "Рукопашный бой основан на народной
пластике, которая сидит у нас глубоко в генах, и более всего это проявляется в
казачьих боевых танцах. Например, в танце гопак закодированы все боевые
движения",— объясняет он.
Корпус Работного дома, куда два раза в неделю его подопечные приходят
на тренировку по казачьему бою, вместе с соседом-близнецом и расположенным в
тридцати шагах храмом Рождества Иоанна Предтечи, принадлежат Русской
православной церкви. В 1998 году этот анклав на заводской территории получил
статус подворья Патриарха Московского и всея Руси. Судебный спор за участок в
4,5 тыс. кв. м шел восемь лет. Бизнесмены обвиняли церковь в православном
рейдерстве, а церковники их в ответ — в обустройстве китайских цехов на
территории завода. Недавно РПЦ суд окончательно выиграла.
Сам Ненароков — подъесаул заместитель атамана МГКО по воспитательной
работе и курирует учебное подразделение в РКО МГКО "Восток" (районного
казачьего общества московского городского казачьего общества). Всего в МГКО
входит шесть учебных сотен. Служит Д.Ненароков на кафедре физического
воспитания Московского пограничного института ФСБ, где тоже преподает
рукопашный бой. Одновременно он служит в небольшой церкви при институте —
окормляет курсантов. Ненароков москвич, родился и вырос в Сокольниках, окончил
архитектурный вуз. "Казаки, конечно, по духу все военные. Они все хотят
реального дела",— говорит Ненароков.— Нельзя их запихнуть в табакерочку и
сказать: "подождите". 20 лет ждали. Сейчас вроде бы начались
подвижки. Государство смотрит на казаков как на потенциальное регулярное
войско, которое можно вызвать в случае часа "Ч"".
Существование казаков в России регулируется законами, распоряжениями и
подзаконными актами, главный из которых — 154 ФЗ "О госслужбе российского
казачества". Казачество определяется как "в большинстве своем
православный народ, имеющий определенные традиции по хозяйственному укладу
жизни, культуре и особенным взаимоотношениям с государством". В октябре
2012 года президент подписал второй основополагающий документ — "Стратегию
развития госполитики Российской Федерации в отношении российского казачества до
2020 года". Ее презентовали на ноябрьском заседании совета при президенте
России по делам казачества. Возглавляет его полномочный представитель
президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Беглов.
Около 7 млн жителей России считают себе казаками. В государственный
реестр внесены 11 казачьих войск (всего 400 тыс. человек), которые к концу 2012
года планируется объединить в одно Всероссийское казачье войско. Базироваться
верховный атаман будет в Москве, а подчиняться — верховному главнокомандующему,
президенту России. Владимир Путин еще в 2005 году был принят в казаки и имеет
чин казачьего полковника (до революции этот чин носили цари). Процесс
объединения войск в мае 2011 года запустил Дмитрий Медведев.
Беглов пояснил "Власти", что у человека, считающего себя
казаком, есть три пути: заняться общественной деятельностью, возрождая казачьи
традиции, войти в реестр, то есть принять на себя обязательства по несению
государственной службы, или "оставаться просто казаком". Чтобы войти
в реестр, надо отвечать ряду требований Устава казачьего общества, а именно:
"быть гражданином Российской Федерации старше 18 лет, разделяющим идеи
казачества
Казак не может быть атеистом. Казачий круг — общий войсковой совет
казаков — не может проходить без присутствия и благословения священника. По
казачьим правилам, если во время споров на круге священник встает, все
замолкают. Если он уходит, круг прекращает свою деятельность, он нелегитимен.
"Православное мировоззрение казака воплощено в пословице:
"Казак без веры — не казак",— говорит Беглов.— Тех, кто обеспокоен
вопросами "смешения" светского и духовного, можно успокоить — церковь
не вмешивается в вопросы государственной службы казачества, нет никакой
"духовной цензуры" в деятельности казачьих обществ". Впрочем,
связь казачества с церковью более чем крепка. В РПЦ существует синодальный
комитет по взаимодействию с казачеством, его возглавляет митрополит
Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Он с десятком войсковых священников
присутствовал и на последнем заседании совета в администрации президента, где
лишил голоса двух атаманов за то, что они опоздали к утреннему молебну в
Донском монастыре.
Присягая на верность государству, вступая в реестр, казак соглашается
нести госслужбу,—
говорит священник Ненароков.— например, мы занимаемся войсковой, вневойсковой и
допризывной подготовкой. Мы готовимся охранять правопорядок. В Москве три сотни
прыгают с парашютом, есть одна пластунская сотня, одна очень крепкая
общевойсковая". Власть заинтересована в том, чтобы казаки стали
национальной гвардией, уверен он: "По новой стратегии план такой:
несколько миллионов казаков будут находиться в резерве и всегда будут готовы
выступить по приказу государства в течение часа и периодически проходить боевую
подготовку".
Есть и другой способ финансовой поддержки реестровых казаков: по
"Стратегии 2020", им дают возможность зарегистрировать казачьи
охранные предприятия — аналоги ЧОПов. Сначала регистрируется одно головное
предприятие, а потом его местные представительства. Охранять казаки, по словам
Беглова, смогут только государственную собственность: школы, детсады, больницы,
управы, военные объекты, но не рестораны и ночные клубы. Соответственно,
зарплату казаки будут получать из госбюджета. Кроме того, выступавший на
заседании совета вице-премьер Дмитрий Рогозин, объявил, что хочет привлекать их
к охране военных объектов за рубежом.
Государство поддерживают казачество и через гранты. Дать возможность
заработка реестровым казакам могут и региональные власти. Так, в августе
губернатор Кубани Александр Ткачев решил выпустить на улицы Краснодара казачьи
патрули. В интервью "Власти" (см. материал "Те, кто придет после
нас,— вы же в два раза хуже" в N33 от 20 августа 2012 года) он рассказал,
что на добровольных началах эти патрули долго не протянут, и объявил, что
намерен платить казакам такую же зарплату, как дежурным полицейским, на что в
краевом бюджете уже найдены средства.
"Люди, как оказалось, к казакам испытывают больше доверия. Видно,
как народ на них реагирует, как хулиганы реагируют",— говорит префект
Зотов. О казацкой близости к народу высказывался в интервью "Власти"
и губернатор Ткачев: "У нас они будут следить за мигрантами... Казаки —
это представители народа, а с народом воевать... Полицейский обременен
законами, то-се, а тут все просто: обидеть казака — значит обидеть народ".
Ему вторит сотник Ненароков: "Как показывают соцопросы, народ на 80%
доверяет казакам — и даже инородцы. У нас были узкие совещания с
представителями диаспор народов Кавказа, для них казаки равные, они нас тоже
горцами считают в некоторой степени. Казачество тот мостик, который мог бы
национальные отношения правильно построить". С рядовыми полицейскими,
говорит Ненароков, у московских казаков отношения хорошие.
Появление казачьих патрулей — следствие централизации полиции, считает
глава правозащитной ассоциации "Агора" Павел Чиков: "После
реформы МВД регионы и муниципалитеты утратили возможность участвовать в охране
общественного порядка. Эта естественная ниша начала заполняться активистами с
учетом местных особенностей. На Кавказе существуют патрули из горцев, на Кубани
в воду не надо было глядеть, чтобы понять, что первыми поднимут руку казаки.
Теперь в Москве то же самое".
"Всем казакам любо государство. Хаос и анархия не любо"
Казаки в Москве активизировались после акции Pussy Riot в храме Христа
Спасителя, считает Ненароков— и говорит, что объединение казаков разных войск
произошло именно из-за них. Например, незадолго до вынесения приговора
исполнительницам панк-молебна казаки "из блогов, твиттеров и
фейсбуков" узнали, что в Москве хотят спилить восемь поклонных крестов.
"Эти силы, которые хотели пилить, хотели подорвать веру в государственную
власть. Тогда был брошен клич — и приехали сюда и терские казаки, из Молдавии,
из Приднестровья, с Кавказа, с Дона",— рассказывает Ненароков. 86 казаков
в течение десяти дней круглосуточно дежурили у каждого креста, пытаясь
"поймать злоумышленников и передать в руки правоохранительных
органов". "Вообще, понимаете, нам было от кого-то известно, что их
точно будут пилить. Больше ничего. На места патрулирования приезжал секретарь
патриарха Кирилла, благословлял стихийно сформировавшийся отряд.
Патрулирование поклонных крестов Ненароков называет образцовым
проявлением гражданской активности казаков. К пикетированию московскими
казаками выставки Марата Гельмана "Духовная брань", идея которой была
навеяна панк-группой Pussy Riot, на "Винзаводе", он относится более
скептично: "Там наших дядей в лампасах выставили клоунами, ряжеными,
гоблинами и дебилами. Эта выставка была цинично приурочена к суду над пусиками,
эти нарисованные балаклавы — вот что взбесило наших неравнодушных людей".
Ненароков "по настроениям видел, что не все будут кулаки в карманах
держать", и "видел, что казаков провоцируют". "Моя главная
задача как священника была это предотвратить.
— А когда казачество стало реальной силой? — спрашиваю я.
—Мы хотим приносить пользу государству, воспитывать молодежь, охранять
общественный порядок, защищать храмы и святыни, защищать границу,— утверждает
Ненароков.
— Значит ли это, что казачество поддерживает политику Путина?
— Не в Путине дело, мы говорим о государстве. Мне, как и всем казакам
до одного, любо государство. Хаос и анархия не любо. Если есть хотя бы видимость
закона, то мы будем за него цепляться. В этом наше кредо.
Казак — это не национальность, это рыцарь православия. Наша мать — это
церковь, когда мать в беде — ее надо защищать".
— Насколько в этой защите допустимы насильственные действия?
— Если будет агрессия со стороны, я их допускаю. Я преподаю боевое
искусство вместе с уголовным кодексом. Но подставлять вторую щеку не будем.
— А как же христианство?
— Христианство с этим и рядом не стоит. Христианское учение
благословляло людей на правую войну, если воин не убьет врага, он совершит
грех. Как у Филарета Московского сказано: любите врагов ваших, гнушайтесь
врагами божьими, бейте врагов отечества.
|