С радостью приветствую вас древним и во все времена новым и жизнеутверждающим победным восклицанием:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
В этом дивном созвучье поистине животворных слов – основание нашей веры, дар надежды, источник любви.
Ещё вчера мы вместе с учениками Господа скорбели о смерти своего любимого Учителя, а сегодня со всем миром – видимым и невидимым – торжествуем: «Христос бо воста, веселие вечное» (Канон Святой Пасхи). Ещё вчера, казалось, была потеряна последняя надежда на спасение, а сегодня мы обрели твёрдое упование на жизнь вечную в невечернем дне Царства Божия. Ещё вчера призрак тления довлел над творением, ставя под сомнение сам смысл земного бытия, а сегодня мы возвещаем всем и каждому о великой победе Жизни над смертью.
Богодухновенный апостол Павел, говоря о значении чуда, произошедшего в ту далёкую, но всегда близкую каждому христианину ночь, прямо указывает, что это событие – важнейшее для нашей веры. Ибо «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). Пасха Господня – сердцевина и непреоборимая сила христианства: она, по слову святителя Филарета Московского, творит надежду,
...
Читать дальше »
|
Среди дней в году Великая Пятница – тот единственный, когда Господь становится настолько близко, что, кажется, можно только протянуть свою руку — и коснуться… Коснуться Его Креста, земли и камней, пропитанных Его Святейшей Кровью, Его погребальных пелён…
+
«Паче ума превзыде странное Твое видение носящаго тварь всю Господа: сего ради Иосиф яко мертва Тя на руку своею и с Никодимом носит и погребает» (Канон о распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы. Творение Симеона (Метафраста) Логофета. Песнь 8).
Этот Канон святой праведный Иоанн Кронштадский прочитывал перед каждой служимой им Литургии. Но разве можно такое лишь «прочитывать»? – можно только со-переживать… Переживать, как и Литургию: ведь любая Евхаристия – уникальна, сколь уникальной является Крестная Жертва. Священник от начала и до самого конца Божественной службы зримо, реально, ощутимо духовно и физически проживает со Спасителем всю Его земную жизнь: Проскомидия – Христово Рождество, Малый вход – выход на проповедь, совершаемой Евангельским гласом. Торжественная Херувимская знаменует Крестный Путь, а затем и Погребение – когда вместе с чтением погребальных тропарей Великой Пятницы священник покрывает Дискос и Потир покровом – и словно миром, принесённым Никодимом, благоухает ладан…
А далее — сквозь возглас «Твоя от Твоих!…» — слышим с высоты Креста: «Совершилось!» Совершилась та Единственная и Неповторимая Жертва, та самая, что и две тысячи лет назад. Совершилась тайна Искупления…
+
«Растерзаяся и рыдая, и дивяся вкупе с Никодимом, снят Иосиф, и уцеловав Пречистое Тело, рыдаше и стеняше, и поя Его яко Бога» (Песнь 5).
Когда служишь один, хорошо перемежать слова сего святого Канона с положенными литургическими молитвами. А также – выдержки из Страстных глав Евангелия: ведь каждая Литургия – это и есть снова и снова проживаемое Евангелие. И какое иной раз невыразимо острое чувство сей Великой Жертвы одновременно с благодарностью Богу переполняет сердце – ведь именно я становлюсь в сей Евхаристии соучастником Христова Евангелия и — что особенно страшно и таинственно – со-детелем Великого Божия Жертвоприношения…
+
...
Читать дальше »
|
|