10:01 Завет атамана Игната Некрасова | |
1708 год. Булавинское восстание заливает весь Юг России от Дона до Волги. Стараясь удержать стратегическую инициативу, Булавин отправляет на Волгу крупный отряд повстанцев во главе с атаманами Некрасовым и Павловым. Отряды Некрасова и Павлова захватили Дмитриевск (ныне г. Камышин), 26 мая осадили Саратов, но, не сумев овладеть им, двинулись к Царицыну и обложили город. Узнав, что на помощь осаждённому гарнизону следует полк Бернера, повстанцы встретили его на лодках и разбили в 5 км от города. Вернувшись к Царицыну, они засыпали крепостной ров, подожгли укрепления и 7 июня штурмом взяли город. Все представители ненавистной вольным людям «вертикали власти» – были обезглавлены, а в городе установлено казачье самоуправление.
Тем временем в результате деятельности имперской агентуры и заговора погибает руководитель восстания – Кондратий Булавин, а на Дон врываются царские каратели. Начинается свирепая расправа над восставшими. С конца июля и до декабря 1708 г. по указу Петра I карательная армия В. Долгорукого сожгла и разорила казачьи городки по Дону сверху до станицы Донецкой, по Хопру, Медведице, С. Донцу, Калитвам, Деркулу. Большинство жителей этих городков казнили, частично выслали в Сибирь. Одних только убитых в боях, по сведению В. Долгорукова, насчитывалось 29 400 человек, 7000 человек было казнено, и трупы их на виселицах-плотах пущены вниз по Дону на страх живым. Всего, по неточным подсчётам, было убито около 40 тысяч человек. Казачьего же населения в 1707 г. насчитывалось 28 820 человек (это говорит о том, что основная масса участников восстания – беглые крестьяне и солдаты). В это время Некрасов с соратником Павловым идёт на Пензу. Узнав о гибели Булавина в результате измены, шлёт грозное письмо казачьим старшинам «есть ли вы не изволите оповестить, за какую ево вину убили и его стариков не освободите, и если не будут отпущены, то мы всеми реками и собранным войском будем немедленно совокупясь к вам итти в Черкасск ради оговорки и публичного розыску» (без сомнения – интереснейший документ лучше всего характеризующий Игната Некрасова. Прямо-таки «Иду на вы» в стиле князя Святослава). Развернув армию, Игнат ринулся обратно на Дон – кишащий карателями и изменниками. Под его знамя стали стекаться крепостные крестьяне, работные люди воронежских верфей, канала Волга – Дон, запорожские казаки. К нему примкнули отряды атаманов Павлова, Беспалого, Чернеца, Колычева, Лоскута, Ворыча и других. Некрасов, находясь в станице Голубинской, ждал прихода Н. Голого с отрядами повстанцев. Чтобы не допустить соединения отрядов Голого и Некрасова, В. Долгорукий и Шидловский со своими полками напали на станицу Есауловскую, а Хованский – на городок Паншин. В ожесточенном бою Некрасов потерпел поражение. Чтобы спасти участников движения от поголовного уничтожения, он с помощью обманных манёвров уводит остатки булавинцев (в сентябре 1708 г.) за Кубань. Правительство считало восстание на Дону подавленным. Однако это было только началом многолетней кровавой эпопеи. Численность ушедших вместе со своим лидером восставших и членов их семей до сих пор является предметом яростных споров среди историков. Официальные источники царского правительства сообщали о 500-600 семействах ушедших вслед за «вором», сами восставшие говорили о более чем 40000 человек ушедших от карателей за кордон .Скорее всего речь может идти о 15-20 тысячах человек, включая стариков, женщин и детей. Оказавшись на чужбине, Игнат Фёдорович вместе со своими соратниками проявил себя как уникальный организатор и умный дипломат. Перед переселенцами стояло две важнейших проблемы: как жить дальше и как поладить с тогдашними хозяевами Кубани – крымским ханом и черкесскими князьями. Обе эти задачи были блестяще разрешены. Разработан свод законов, основанных на русских национальных демократических традициях, традициях времён становления Руси. После смерти Игната этот свод стал называться «Заветами Игната Некрасова» и по этим заветам люди прожили вдали от Руси – 245 лет! Данные законы написаны кровью. И это не громкие слова, казаки-некрасовцы, благодаря этим заветам смогли не только сохранить свою идентичность (что даже 200 лет спустя позволило им интегрироваться обратно в общество русских), но и сохранить себя вовсе в чужеродной среде. Выдержки из заветов атамана: 1. Царизму не покоряться. При царях в Россию не возвращаться. 2. С турками не соединяться, с иноверными не сообщаться. Общение с турками только по нужде (торговля, война, налоги). Ссоры с турками запрещены. 3. Высшая власть – казачий круг. Участие с 18 лет. 4. Решения круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются. 5. Атаман избирается на год. Если провинился – смещается раньше срока. 6. Решения круга для всех обязательны. За исполнением следят все. 7. Весь заработок сдают в войсковую казну. Из неё каждый получает 2/3 заработанных денег. 1/3 идёт в кош. 8. Кош делится на три части: 1-я часть – войско, вооружение. 2-я часть – школа церковь. 3-я – помощь вдовам, сиротам, старикам и др. нуждающимся. 9. Брак может быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами – смерть. 10. Муж жену не обижает. Она с разрешения круга может покинуть его, а мужа круг наказывает. 11. Наживать добро обязан только трудом. Настоящий казак свой труд любит. 12. За разбой, грабёж, убийство – по решению круга – смерть. 13. За разбой , грабёж, убийство на войне – по решению круга – смерть. 14. Шинков, кабаков – в станице не держать. 15. Казакам в солдаты дороги нет. 16. Держать, сохранять слово. Казаки и дети должны гутарить по-старому. 17. Казак казака не нанимает. Денег из рук брата не получает. 18. В пост песен мирских не петь. Можно лишь старинные. 19. Без разрешения круга, атамана казак из станицы отлучится не может. 20. Сиротам и престарелым помогает только войско, дабы не унижать и не унижаться. 21. Личную помощь хранить втайне. 22. В станице не должно быть нищих. 23. Все казаки держатся истинно – православной старой веры. 24. За убийство казаком казака убийцу живым закапывают в землю. 25. Торговлей в станице не заниматься. 26. Кто торгует на стороне – 1/20 прибыли в кош. 27. Молодые почитают старших. 28. Казак должен ходить на круг после 18 лет. Если не ходит – берут штраф два раза, на третий – секут. Штраф устанавливает атаман и старшина. 29. Атамана избирать после Красной горки на год. Есаулом избирать после 30 лет. Полковником или походным атаманом после 40 лет. Войсковым атаманом – только после 50 лет. 30. За измену мужа ему бьют 100 плетей 31. За измену жены – закапывать её по шею в землю. 32. За кражу бьют до смерти. 33. За кражу войскового добра – секут и горячий котёл на голову 34. Если спутался с турками – смерть. 35. Если сын или дочь подняли руку на родителей – смерть. За обиду старшему – плети. Младший брат на старшего руки не подъемлет, круг плетьми накажет. 36. За измену войску, богохульство – смерть. 37. На войне в русских не стрелять. Против крови не ходить. 38. Стоять за малых людей. 39. С Дона выдачи нет. 40. Кто не исполняет заветов Игната, тот погибнет. 41. Если в войске не все в шапках, то идти в поход нельзя. 42. За нарушением атаманом заветов Игната – наказать и отстранить от атаманства. Если после наказания атаман не благодарит Круг «за науку» – высечь его повторно и объявить бунтовщиком. 43. Атаманство может длиться лишь три срока – власть портит человека. 44. Не держать тюрем. 45. Не выставлять в поход заместителя, а тех, кто это делает за деньги, – казнить смертью как труса и предателя. 46. Виновность за любое преступление устанавливает Круг. 47. Священника, не исполняющего волю Круга, – изгнать, а то и убить как бунтовщика или еретика. Всего «Заветы Игната» включали более 170 статей занесённых в рукописную книгу. К сожалению, в ходе бесконечных войн и переселений этот уникальный документ народовластия был утерян. На дипломатическом поприще атаману тоже удалось добиться крупного успеха – крымский хан, а затем и турецкий султан предоставили казакам особые привилегии (боевые качества казаков были хорошо им известны – к примеру в 1730-х годах крымский хан Менгли-Гирей держал при себе в качестве личной охраны сотню казаков-некрасовцев): 1) предоставление казакам практически полной свободы в вопросах внутренней организации Казачьего войска 2) предоставление им права и реальной возможности свободного и беспрепятственного отправления культа 3) признание их равноправного статуса как крымскоподданных наряду с мусульманским населением 4) снабжение казаков в военное время оружием, провиантом и т.п. Ответные обязательства казаков по отношению к хану и султану не выходили за рамки традиционной казачьей жизни – охрана границ, несение караульной и сторожевой службы, участие в военных походах в качестве автономной боевой единицы. Уладив дела и упорядочив жизнь общины – Игнат Некрасов перешёл к откровенной мести за смерть товарищей и соратников. Собрав силы, И. Некрасов в 1711 г. с большим конным отрядом пошёл в Саратовскую и Пензенскую губернии, где поднял крестьян против бояр, помещиков, воевод. Расправившись с феодалами, он ушёл на Кубань. Ушли с ним и многие крестьяне этих губерний. Такое «воровское дело» возмутило царя. Пётр I приказал Казанскому и Астраханскому губернатору Апраксину наказать Некрасова. Апраксин с регулярными войсками, яицкими казаками, калмыками пришел на Кубань 29 августа 1711 г., разорил жителей Кубани и многие некрасовские городки уничтожил. В ответ на поход Апраксина И. Некрасов в 1713 г. ходил под Харьков. Разорил многие помещичьи усадьбы, побил воевод. Не удовлетворившись этим, он подготавливал восстание на Дону. С этой целью рассылал «прелестные» (прельщающие) письма на Дон, Хопер, в Харьковскую, Пензенскую, Саратовскую, Тамбовскую губернии.) В 1715 г. Некрасов организовал отряд лазутчиков в количестве 40 человек и послал их на Дон, в украинские города под предводительством беглого крестьянина Сокина. Под видом нищих и монашествующей братии они проникали во многие губернии, распространяли письма-воззвания Некрасова, высматривали расположение царских войск, подговаривали население к побегу на Кубань. В 1717 г. И. Некрасов с большим конным отрядом совершил поход на Волгу, Медведицу, Хопер. Имперский «историк» П.П. Короленко пишет: «Некрасов вымещал злобу против правительства». Во время походов на Дон Heкрасов особенно расправлялся с «домовитыми» и «старожилыми» казаками, как с изменниками булавинскому движению. Начиная с 1720 г. Некрасов систематически высылал своих лазутчиков на Дон и в Россию. Чтобы пресечь брожение среди населения и не допустить в Россию некрасовских посланцев, Пётр I в 1720 г. издаёт указ, по которому лазутчики Некрасова карались смертной казнью, а с ними и те, кто их укрывал. Тех же, кто о них знал и не доносил, били кнутом, резали носы, уши и ссылали на вечное поселение в Сибирь. Против уходящих с Дона были высланы заградительные отряды (заградотряды – это одна из любимых игрушек императоров всех времён). В 1727 г. И. Некрасов послал на Дон и в южные окраины России отряд лазутчиков из 200 человек. Их деятельность была настолько эффективной, что целые станицы и села поднимались и уходили на Кубань. Начиная с 1719 по 1727 г. из России бежало более 200 тысяч крепостных крестьян. А с 1727 по 1741 г. бежало 300 тысяч. Конечно, из этого числа беглых немало пришло и к некрасовцам. Для имперских властей существование вольных казаков-некрасовцев было просто бельмом на глазу, если не сказать хуже. Ведь имперская модель государства хороша только тогда, когда ему нет альтернативы. В противном случае – люди готовы бежать хоть в Турцию, хоть на Луну – лишь бы подальше от «мачехи Родины». Как уже отмечалось, для достижения поставленной цели царизм использовал дипломатические акции, военные операции, шпионские мероприятия, осуществлял меры по предотвращению агитации некрасовских шпионов и побегов российских подданных на Кубань. По всей видимости, имели место попытки убийства И.Некрасова, санкционировавшиеся центральными властями. Проблемы, связанные с разрешением "некрасовского вопроса” неоднократно рассматривались на самом высоком уровне – заседаниях Верховного Тайного Совета, Военной коллегии и пр. Следует сказать, что "воровство” кубанских казаков, несомненно, выделялось российской стороной в особый род «антироссийских деяний», совершавшихся с территории Крымского ханства. Надо отдать должное противникам некрасовцев, сознававшим, что те всегда будут представлять собой потенциальную угрозу, причем не численностью, а своими поступками и примером процветания, в независимой общине русских людей, что делает само их существование опасным для подражания. Сам Игнат Фёдорович погиб осенью 1737 года в возрасте 77 лет в случайной стычке с солдатами заградотяда (по другой версии был убит царским агентом во время переговоров). Спустя 4 года помня заветы атамана о невозможности сотрудничества с «царской, бесовской властью» подавляющее большинство казаков переселилось на Дунай и Малую Азию, образовав две независимых ветви «некрасовцев» – дунайскую и майносскую (по имени озера Мейнос). Оставшиеся на Кубани некрасовцы были практически истреблены царскими войсками во времена Екатерины, особенно отличился «славный фельдмаршал» А.В.Суворов. Переселившиеся в Малую Азию казаки с годами создали русскую общину, прожившую среди инородцев более 200 лет и сохранивших национальную и культурную идентичность. Демократическое устройство некрасовской общины, самоуправление, экономика, семья, быт, грамотность – всё это обращало на себя внимание как иностранных, так и русских путешественников, всё-таки побывавших у них. Русский чиновник В.П. Иванов-Желудков, посетивший Майнос в 1863 году, обнаружил, что принципы военной демократии соблюдаются ими неукоснительно. Также интересно его свидетельство о том, что атаманы и во время своей службы несут ответственность за проступки наравне с другими членами общины: "Что атамана можно высечь и секут, это не подлежит сомнению и вовсе не выходит из ряда обыденных событий майносской жизни. Точно так же кладут ничком и точно так же заставляют поклониться в землю со словами: "Спаси Христос, что поучили!”; затем ему вручается булава, символ его власти, которую на время наказания отбирает какой-нибудь старик». Также отмечали аккуратные, богатые и красивые дома, наличие поголовной грамотности и собственных школ. В поселениях запрещалось производство и продажа хмельных напитков, запрещалось их употребление; за непочтительное отношение к старшим полагалась порка; оскорбление родителей и непослушание ими наказывалось батогами. Главой семьи считался муж и отец, который не должен был обижать жену; по её жалобе Круг мог наказать мужа и даже постановить развод; разврат и насилие над женщиной наказывалось немилосердной поркой, а за измену мужу виновницу погребали в земле по шею или сажали "в куль да в воду”; такое же наказание устанавливалось для убийц; изменники подлежали смертной казни, а за некоторые меньшие вины перед обществом Круг мог изгнать провинившегося и тогда, как польский "банита”, он считался вне закона и каждый мог его убить безнаказанно. В духовной жизни "Заветы” требовали неизменно придерживаться старой веры, никонианское и греческое духовенство у себя к службе не допускать, старообрядческих священников, не выполняющих волю Круга, считать еретиками и изгонять, за богохульство убивать, блажных и безумных, не наказывать; помощь равным оказывать втайне, чтобы о ней никто не знал (чтоб не провоцировать гордыню). Помогать явно мог только Круг. Нищим разрешалось подавать открыто, но обязательно тот же хлеб, что и сам ешь. Если Круг, наказав провинившегося, снимал с него своим постановлением позорящее его пятно и считал дело ликвидированным, тогда больше никто не смел стыдить его отбытым наказанием. В турецкой армии «Игнат-казаки» охраняли казну и знамя султана, занимались полевой разведкой. Полковник русской армии И.П. Липранди, описывая особенности войн с турками в XIХ веке, отмечал, что если ночная цепь турок "не содержится некрасовцами, то очень легко снимать её и даже заставать спящую. Одни только некрасовцы содержат передовую цепь столь же зорко, что и наши казаки”. В 1912 году, несмотря на завет Некрасова «при царе в Расею не возвращаться», первая волна казаков по разрешению царского правительства все-таки приехала в Россию. Им запретили селиться выше Кубани. Положение основной массы оставшихся в Турции некрасовцев, продолжало ухудшаться. В сороковых годах XX века турецкие власти стали активно продавать земли вокруг казачьего поселения, надеясь, что это приведет к ассимиляции. В 1962 году казачий круг обратился к Советскому правительству с просьбой разрешить казакам вернуться на родину «со старыми и малыми», всей общиной. Итогом двухсотлетней истории стало возращение потомков «некрасовцев» на историческую Родину, причём с сохранением множества казачьих привилегий. Право исповедовать свою веру было одним из условий казаков на возвращение в переговорах с представителями советского консульства в Стамбуле. Именно благодаря вере они сохранили язык, культуру, а значит, и себя. "Кто чёрное семя сеет, – поясняли некрасовцы, – тот разумеет. Ведь в книгах чёрным по белому написано. У нас в Турции кто знал только по-турецки, тот грамотным не считался”. Стоит ли говорить, что советская сторона не скупилась на обещания, лишь бы казаки не поехали в США. Однако местные власти не спешили выделять средства и место под строительство церквей. Некрасовцы написали письмо на имя Хрущёва. До генерального секретаря письмо, конечно, не дошло, но уже через три дня все разрешения были получены, и казаки приступили к возведению храмов: в посёлке Новокумском – Успенского, а в Кумской долине – Троицкого, то есть тех самых приходов, которые у них оставались ещё в Турции. Во все годы проживания в СССР, несмотря на атеистическую идеологию государства, некрасовцы обязательно крестили детей, при вступлении в брак венчались. Если кто-нибудь из их детей вступал в брак с представителями окрестного населения, непременным условием со стороны родителей-некрасовцев было требование к жениху или невесте перейти в православие "древнего благочестия”. Второе поколение родившихся в России некрасовцев состоит только в смешанных браках. Таких семей сейчас чуть более шестисот. Но ведь это и было главной целью переселенцев – "не потуречиться, не замарать кровь” Источники материала Сайт Казачье братство | |
|
Всего комментариев: 0 | |