Константин Сергеевич Кирпилев -депутат Народного Хурала (парламента Республики Калмыкия), атаман казаков г. Элисты, возглавляет Молодежный отдел Элистинской и Калмыцкой епархии.
Много ли в Калмыкии православной молодежи?
- К сожалению, в республике вообще мало молодых людей. По окончании школы многие уезжают учиться в другие города и остаются там (хотя в Элисте есть свой университет). Республика бедная, часть территории - полупустыня, есть и пустыня, промышленности нет, люди либо работают в госструктурах, либо имеют свой бизнес. Те из работающей молодежи, кто ходит в храм, бывают в нем только по большим праздникам. Поэтому в наше молодежное объединение входят в основном школьники до семнадцати лет.
- Тем не менее, насколько я знаю, мероприятия молодежного отдела епархии довольно масштабны...
Мы стараемся привлекать не только детей
прихожан,
занимаемся со всеми желающими. Одно из направлений работы воскресной школы -
театральная студия: каждый год в Сочельник или на Рождество в Центральном
концертном зале Калмыкии проводится театрализованное представление. Дети
ставят сказку. Участвуют более ста ребятишек. Кто танцует, кто поет. Ребята
занимаются хоровым пением, причем старшие - практически на профессиональном
уровне. Девочки 15-17 лет завоевали первое место на конкурсе хоров в
Петербурге. Довольно активно у нас развивается казачество. В Калмыкии есть
своя специфика: некоторые казаки - буддисты. Исторического прецедента такому
казачеству не существует, но мы не противимся. Во многих школах действуют
казачьи классы - и в Элисте, и в районах. Мы разработали образовательные
программы, все узаконили через главу республики, через Министерство
образования. Дети ходят в казачьей форме, которую предоставляет наша епархия. В
рамках дополнительного образования - изучение казачьих традиций, включая
православные праздники, фольклор, история донского казачества, к которому мы
относимся. Ребята постарше учатся ездить верхом, начиная с четвертого класса -
азы обращения с оружием, медицинская подготовка. И - хоровое пение казачьих
песен, казачьи и калмыцкие танцы. Наши казачата в прошлом году заняли первое
место по танцам в Берлине. Для ребят постарше на базе казачьего класса мы
совместно с Союзом десантников Калмыкии организовали клуб юных десантников -
там ребята готовятся к службе в Вооруженных силах. Летом выезжаем в лагеря,
живем в палатках.
- Помогает ли работа с
детьми приблизиться к вере - или хотя бы к тому, чтобы любить Россию, сознавать
себя ее частью, - их семьям?
-
Нам приходится работать не только
с детьми, но и с родителями. Среди них сегодня встречается немало людей
незрелых, по сути почти таких же детей: ребенку восемь лет, мама родила его в
восемнадцать, соответственно, ей двадцать шесть. Становление ее произошло в
середине девяностых... Многие люди этого поколения не имеют убеждений: ни
православных, ни коммунистических - никаких. Немало одиноких матерей, детей
которых воспитывают в основном бабушки. Многие спортивные мероприятия мы проводим
совместно с родителями: в них участвуют не только команды детей, но и команды
родителей, команды дедушек-бабушек.
- Национальный и
религиозный состав Калмыкии требует деликатности...
-
Да много буддистов, мусульман, так
что
важно никому
ничего не навязывать. В основном калмыцкие буддисты миролюбивы. Благодаря
политике правительства республики у нас нет межнациональных, межрелигиозных
конфликтов. Среди моих знакомых - атаман Калмыкии, ревностный буддист. Когда в
кафедральный собор Элисты привозили чудотворную Казанскую икону Божией
Матери, он пришел поклониться ей. Объяснил: «Раз люди идут - значит, помогает».
Часто буддисты просят православных священников освятить их дома, приходят в
наши храмы на службу.
-
В Калмыкии становится все больше мусульман. Каковы
отношения с ними?
-
В девяностые годы, когда был
большой отток русского населения, да и многие калмыки уезжали, освободившуюся
нишу заполнили мусульмане. В некоторых местах, в основном близ границы с
Дагестаном, Ставропольем, их уже больше, чем калмыков и русских вместе взятых.
Они выкупают стойбища, занимаются животноводством. Но мечетей пока нет. В
Астраханской области мечетей множество, а у нас - ни одной, потому что калмыки-буддисты
ревностно противостоят их строительству.
-
Вы - один из немногих русских депутатов Народного Хурала
Калмыкии.
-
Когда я баллотировался в депутаты,
меня спросили: «Как вы собираетесь выполнять программу по возрождению
калмыцкого языка?» Я ответил: а на каком языке вы говорите дома со своими
детьми? Оказалось - на русском. Так вот, калмыцкий язык будет развиваться,
когда сами калмыки станут разговаривать на нем дома.
Беседовала Алина Сергейчук
ORTOX.RU
----------------------------------
В октябре 2009 года на Покров Пресвятой Богородицы в городе Новочеркасске